ь^ ^ ц ен зи и
церковнослужителей, сановников и
предпринимателей.
Что представляет собой «ви-
зантийский стиль»? Автор опреде-
ляет его как самостоятельное на-
правление в отечественной архи-
тектуре эпохи историзма, опираю-
щееся на византийские источники.
Этот стиль обладает яркой харак-
терностью хорошо узнаваемых ар-
хитектурных форм: компактными
объемами, тяжеловатыми округлы-
ми куполами и полукуполами, ко-
торые, как правило, опираются на
кольцо арочных окон; такого же
типа проемы в стенах; приземистые
опоры с пирамидальными плотны-
ми капителями под пятами про-
емов. Горизонтальные полосы на
поверхности стен образованы за
счет использования каменной или
кирпичной облицовки двух цветов
и т. д. Это направление представле-
но более чем сотней памятников,
преимущественно храмами, постро-
енными по всей России и за рубе-
жом. Связи русской архитектуры с
византийским зодчеством восхо-
дят к IX веку: киевский князь Вла-
димир, намереваясь выбрать рели-
гию (и политические связи) со сло-
ж ивш имися мировыми держава-
ми, предпочел «греческую* рели-
гаю - за ее красоту. С того времени
константинопольские мастера нача-
ли строить на Руси храмы; извест-
но, впрочем, что почти сразу в рус-
ском зодчестве стали намечаться
весьма яркие отличия от византий-
ских образцов. В X IX веке решено
было вернуться к началу пути - к
первоисточникам. Следовало бы.
впрочем, во введении или в заклю-
чении отметить принципиальное
отличие русского «византийского
стиля» от большей части истори-
ческих источников, в частности -
узорный характер фасадных форм;
нет сомнения, что имело место не
механическое копирование, а глу-
бокая творческая переработка ис-
торического материала.
Храмы в «византийском сти-
ле» строили по всей стране и в рус-
ских колониях за рубежом. В Пе-
тербурге это направление представ-
лено такими выдающимися памят-
никами, как Иоанновский монас-
тырь на Карповке (арх. Н. Н. Н и -
конов) и Свято-Никольский собор
в Кронштадте (арх. В. А. Косяков).
Автором проведена очень боль-
шая работа по обобщению теории
и практики второй половины X IX
- начала X X века, свидетельству-
ю щ их о неиссякаемом интересе
современников к изучению визан-
тийских, армянских,балканских и
других источников; собран огром-
ный ф актический материал по
строительству в «византийском
стиле* - проекты, исторические
изображения, исторические и со-
временные фотографии. Впервые
в научный обиход введено множе-
ство документов, разы сканны х
Ю. Р. Савельевым в архивах Петер-
бурга и Москвы.
В монограф ии мож но выде-
лить несколько предметных «плос-
костей».
Первая плоскость - сведения о
подлинных византийских памят-
никах и генетически связанных с
ними произведениях архитектуры
И талии, Сицилии, балканских
стран, Грузии, Армении. Ю. Р. Са-
вельев рассматривает эти сведения
в связи с развитием истории архи-
тектуры как науки; этот предмет,
как известно, зародился в России
на рубеже Х У Ш -Х 1 Х веков, и пер-
вые его успехи связаны с деятель-
ностью историков церкви, изучав-
ших преимущественно письменные
источники. В пореформенное вре-
мя, как отмечает Ю . Р. Савельев,
начинается систематическое препо-
давание церковно-исторических
дисциплин в духовных академиях,
и сложившийся в эти годы коллек-
тив специалистов приступает к на-
турному изучению византийского
зодчества. Так склады вал ас ь отече-
ственная школа византиноведения,
не имевшая себе равных по широте
охвата проблемы. Эта школа была
представлена рядом фундаменталь-
ных изданий, среди их авторов та-
кие знаменитые историки и искус-
ствоведы, как Н. П. Кондаков,
Д. В. Айналов, А. С. Уваров. К изу-
чению византийских памятников
приступаю т
и
архитекторы
-
М . В. Красовский, Д. И. Гримм,
А. М. Павлинов, Н. В. Султанов. Ар-
хитекторы той эпохи были разно-
сторонними специалистами - про-
ектируя, они одновременно изуча-
ли историю зодчества, делали об-
меры памятников архитектуры и
занимались их реставрацией, что
давало им глубокое знание ф ор-
мальных приемов, характерных для
зодчества разных стран; они писа-
ли теоретические трактаты, изуча-
ли гигиену и строительную техно-
логию (что позволяло им отлично
решать функциональные и конст-
руктивные задачи при проектиро-
вании и строительстве).
Э то была особенная эпоха в
культуре России - эпоха торжества
научного знания во всех областях.
«Наука, живая, современная наука
сделалась теперь пестуном искусст-
ва, и без нее немощно вдохновение,
бессилен талант!» - писал Нестор
Кукольник. Это утверждение вер-
но и для архитектурной профессии.
Д ругой предметный уровень
связан с ролью заказчика в станов-
лении архитектурных стилей, в том
числе - византийского. Следует
помнить, что именно Ю. Р. Савель-
ев еще в начале 1980-х годов начал
впервые в советском тогда архитек-
туроведении разрабатывать тему
архитектурного заказа, убедитель-
но показав на примере русского до-
монгольского зодчества абсолют-
ную зависимость архитектурного
замысла от воли и целей храмозда-
телей - князей, клириков или объе-
динений «кончанских» хозяев. В
настоящее время это тема стала од-
ной из самых заметных в истори-
ко-архитектурной науке. В своей
монографии Ю. Р. Савельев напи-
сал о плеяде инициаторов и покро-
вителей «византийского стиля» -
среди них были императоры, вели-
кие князья, знатные меценаты. -
высокообразованные люди, поста-
вивш ие своей задачей создание
«национальной идеи» средствами
архитектуры и искусства.
Справедливо деление истории
«византийского стиля» на три ос-
новных периода - по царствовани-
ям Александра II, Александра III,
Николая II. Пожалуй, следовало
бы дать перед основными главами
книги краткий очерк формирова-
ния предпосылок появления «ви-
зантийского стиля» в царствова-
ние Николая I, который хотя и не
любил «византийский стиль», но
очень много сделал для развития в
российской культуре тенденции к
изучению национальных начал:
при нем были изданы первые кни-
ги по истории архитектуры, про-
ведены первые реставрации памят-
ников. Впрочем, на с. 27 автор ука-
зывает: «Только благодаря научно-
му изучению средневековой киев-
ской архитектуры в 1830-1840-х
годах стала выявляться действн-
95
Птю/шм Петербурга. М
5
(27)/2005
предыдущая страница 96 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн следующая страница 98 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст