^ ґ^ н е н \ л в
г л а в н о г о р е д а к т о р а
тельная история храмостроения
эпохи князя Владимира и его сына
Ярослава.
..*.
Н о вернемся к периодизации
«византийского стиля*. Автор
прослеживает различия в компо-
зиционных и декоративных при-
емах архитектуры трех периодов,
не без основания связывая эти раз-
личия с постоянно растущим уров-
нем знания о византийских источ-
никах и особенностями творческо-
го почерка разных архитекторов.
Пож алуй, следовало бы больше
уделить внимания политико-иде-
ологическим основаниям станов-
ления «византийского стиля* на
каждом этапе. Известно, что инте-
рес к этой проблеме возник еще в
царствование императрицы Екате-
рины II в связи с политическими
амбициями России; однако в те
годы не было нужды для воплоще-
ния этих амбиций в архитектуре,
поскольку мощь империи отлично
выражалась в классицистических
образах и в конце X V III, и в пер-
вой четверти X IX века. Храмы, по-
строенные Константином Тоном,
иногда называли «русско-визан-
тийскими», однако современник
архитектора И. И. Свиязев видел
в них воплощение исключительно
«русского* стиля. Ответ на вопрос.
почему при Александре 11 стилевая
ориентация серьезно изменилась,
сам Ю. Р. Савельев дал в своих ра-
ботах, посвященных роли государ-
ственного заказа в архитектуре
второй половины X IX - начала X X
века, и этот аспект должен был быть
отражен в новой монографии.
В монографии уделено внима-
ние описанию зданий, построенных
в X IX - начале X X века, это высо-
копрофессиональный анализ про-
странственной структуры, тектони-
ки и декора храмов и монументов.
Здесь уместно обратить внимание
будущего читателя на великолепно
выполненный автором «зритель-
ный ряд* - каждый объект пред-
ставлен проектом, исторической и
современной фотографией. Книга
содержит более чем 350 иллюстра-
ций, большая часть которых опуб-
ликована впервые!
Следует обратить внимание на
раздел «Хронология строитель-
ства* (с. 255-262), где сотни па-
мятников сведены в единую таб-
лицу с иллюстрациями; таблица
дает наглядное представление об
эволюции «византийского стиля*.
Еще одна примечательная осо-
бенность книги - тщательное вни-
мание к личностям архитекторов.
Читателю доставят истинное удо-
вольствие портреты храмоздате-
лей и архитекторов - какие пре-
красные, интеллигентные лица! За-
казчикам. к сожалению, в том ряду
места не нашлось.
Кроме подробного анализа
творческих установок архитекто-
ров, монограф ия сопровож дена
краткими, но емкими биография-
ми мастеров этого направления.
М онограф ия снабж ена тщ а-
тельно выполненным научным ап-
паратом: примечаниями к каждой
главе, библиографией, именным
указателем.
Книга написана хорошим язы-
ком и отличается превосходным
полиграфическим качеством.
«Византийский стиль* - не пер-
вый труд молодого автора. Уже
вышла в свет его монография о
I I. В. Султанове, им написан раздел
«История изучения русской архи-
тектуры (конец XVIII X X век. Ис-
следователи и их труды)* в учебни-
ке «История русской архитектуры*
(СПб., 1994) и более сотни статей
в сборниках и журналах.
Уверена, что «Византийский
стиль.
..* займет подобающее ему
место и в научны х библиотеках
страны, и в личны х библиотеках
людей, интересую щ ихся отече-
ственным культурным наследием.
» в
Ш ш
1
І
1
X#**«
О книге Р. Ш. Ганелина
«Советские историки:
о чем они говорили между собой».
СПб.,
2004
.
214
с.
С.
П. Полторак
V
( У
многих ярких людей в жиз-
ни наступает момент, когда хочет-
ся поделиться с окружающими ис-
торией своей жизни или какой-то
ее важной части. До потребности
делиться мы слями о прош лом
нужно созреть. Она может и не воз-
никнуть, что часто и бывает.
Вы ход в свет воспоминаний
члена-корреспондента Р осси й с-
кой академии наук Рафаила Ш о-
ломовнча Ганелина я рассматри-
ваю как собственную жизненную
удачу. С луш ая многие годы его
рассказы о минувш ем, я горевал
от мысли, что его воспоминания
могут так и остаться «на уровне
звуков*, не выйдя из-иод авторс-
кого пера. К счастью, мои прогно-
зы не оправдались.
Р. Ш . Ганелин написал о своей
жизни очень немногое. Его воспо-
минания - лиш ь часть того, что
ему пришлось пережить. Но, воз-
можно, это самая главная часть.
Если не считать, конечно, самого
личного и сокровенного, о чем
обы чно не пиш ут. Н о и «обще-
ственная* часть ж изни ученого,
честно говоря, тоже очень личная
и сокровенная. Узнать о ней ны-
нешним ученым, да и вообще на-
шим современникам, очень важно;
это ценный срез интеллектуаль-
//гш м/ш я
ПешерГцциа.
Л ? 5
(27)/2!Ю
.5
предыдущая страница 97 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн следующая страница 99 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст