В течение 1880-1882 учебных
годов Виррих состоял также слу-
шателем учрежденных при акаде-
мии Педагогических курсов, «уча-
ствовал во всех положенных прак-
тических занятиях, в том числе
давал пробные уроки в состоящей
при Курсах Нормальной школе
рисования и, по окончании полно-
го курса, выдержал установленное
испытание в методике рисова-
ния»5. Свидетельство на право
преподавать рисование в средних
учебных заведениях, выданное ему
по окончании курсов, позволяло
молодому человеку давать и част-
ные уроки. Оплата их была суще-
ственной прибавкой к стипендии.
Пробыв в течение пяти лет в
академии и показав (по собствен-
ному признанию) незначительные
успехи в живописи, Виррих в
1884 году перешел на архитектур-
ное отделение.
Практическая деятельность его
началась еще в студенческие годы.
В 1886 и 1887 годах во время стро-
ительного сезона он состоял по-
мощником у архитектора В. В. Ша-
уба*. В течение шести лет (с 1888
по 1894 год) Виррих был постоян-
ным помощником академика архи-
тектуры графа П. Ю. Сюзора**, в
творчестве которого были ярко вы-
ражены градостроительные тенден-
ции эпохи. Начинающий архитек-
тор принимал участие во всех его
многочисленных за это время рабо-
тах: банки, частные дома, больница,
школа, лечебные здания, конюшни,
манежи и пр.
Насколько плодотворными
были годы ученичества, можно су-
дить по отчету академиста архитек-
туры Эрнеста Вирриха только за
один 1888 год:
«Честь имею довести до све-
дения Совета Императорской Ака-
демии Художеств, что в апреле ме-
сяце настоящего года и по тепереш-
нее время я состою помощником у
архитектора - старшего техника
СПб Городской Управы графа Пав-
ла Юрьевича Сюзора и занимался
у него в кабинете в течение всего
этого времени эскизами, деталями
и рабочими чертежами под личным
его руководством для следующих
сооружений: а) Дом общества Вза-
имного кредита на Екатерининс-
тр о и те л ьств о и а р х и те к ту р а
ком канале; б) Городской Сиротс-
кий Дом с домовою церковью.
.. на
Васильевском острове, 8-я линия;
в) Машинное здание для фильтров
СПб Общества Водопроводов;
г) Здание для сеток для тех же
фильтров; д) Городские училища,
возведенные на средства Городско-
го управления и Ратькова-Рожно-
ва; е) Дом Ратькова-Рожнова у Ко-
кушкина моста. Вышеозначенные
сооружения уже возведены вчер-
не за исключением последних двух,
которые окончены вполне, и рабо-
чие чертежи для них вместе со
свидетельством от архитектора и
подробным письменным отчетом
могут быть мною представлены
как отчет о моих занятиях за ис-
текшие восемь месяцев. В заклю-
чение считаю долгом прибавить,
что за постройками этими я при-
сматривал, начиная с разбивки,
вырытия рвов, возведения фунда-
мента и стен, укладки балок, уста-
новки стропильных ферм, покры-
тия крыши и до полного оконча-
ния последних двух»6.
Разнообразная проектная и ар-
хитектурно-строительная практи-
ка под руководством этих выдаю-
щихся зодчих, несомненно, оказа-
ла влияние на его творчество.
Академические работы Э. Ф. Вир-
риха в эти годы были отмечены тре-
мя серебряными медалями, а в 1889
году он получил две золотые меда-
ли за проект Городской думы в
Санкт-Петербурге.
В 1890 году Э. Виррих окон-
чил «с успехом Академический
курс наук и за познания в архи-
тектуре, доказанные исполненною
им
конкурсною
программою
«Проект посольского дома».
.. удо-
стоен звания Классного художни-
ка первой степени с присвоением
оному правом на чин десятого
класса и с предоставлением про-
изводить постройки»7.
Уже первая самостоятельная
работа Вирриха - проект Успенс-
кого кафедрального собора в Омс-
ке, заложенного в 1891 году, гово-
рит о нем, как о зрелом мастере.
Проект православного храма был
выполнен им в «русском» стиле, с
использованием форм и деталей
церковной архитектуры XVII века.
В 1898 году трехпрестольный во
имя Успения Божьей Матери храм
был построен и освящен.
В основе композиции пяти-
главого собора со стройной коло-
кольней - классическая схема
равноконечного креста. Лукович-
ные купола, красный цвет фасадов
с белыми деталями усиливали
сходство собора с образами архи-
тектуры допетровского времени.
До наших дней эта постройка не
сохранилась, храм был разрушен
в 1933-1935 годах.
С 1894 года Э. Виррих работал
архитектором Строительного уп-
равления по устройству Всерос-
сийской промышленной и художе-
ственной выставки 1896 года в
1 8
* Ш ауб В. В. (1861 -1 9 3 4 ) - вы даю щ ийся архитектор-строитель конца X IX - начала XX в., один и з пионеров петербургского модерна.
** С ю зо р П. Ю . (1 8 4 4 -1 9 1 9 ) - вы д аю щ и й ся зодч и й , и н ж ен ер, педагог, о б щ еств ен н ы й д еятель.
История Петербурга. №
6 (28)/2005
предыдущая страница 17 История Петербурга №28 (2005) читать онлайн следующая страница 19 История Петербурга №28 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст