C
тр о и те л ьств о и а р х и те к ту р а
Нижнем Новгороде, где по проек-
там архитектора А. Н. Померанце-
ва были возведены три главных
здания: Императорский павильон,
Художественный отдел и Отдел
Средней Азии и Кавказа. Работы
велись под наблюдением Вирриха.
При этом все детали и шаблоны
этих выдающихся по своей худо-
жественной выразительности и
красоте зданий были разработаны
им самостоятельно8. (Кстати, кон-
струкции Художественного отдела
Нижегородской выставки позже
были включены в объем бывшего
Народного дома императора Нико-
лая II в Санкт-Петербурге - ныне
здание Мюзик-холла (Александ-
ровский парк, 4.)
Для различных отделов выс-
тавки Виррихом были сделаны не-
сколько эскизов и проектов, по
которым были сооружены три па-
вильона оригинальной конструк-
ции и два киоска. Некоторые про-
екты архитектора не были реали-
зованы.
По окончании работы выстав-
ки и упразднения Строительного
управления Э. Ф. Виррих осуще-
ствлял техническо-инспекторский
надзор за всеми казенными соору-
жениями выставки.
С 1897 года он работал в Пе-
тербурге в должности старшего
техника строительной части Глав-
ного управления неокладных сбо-
ров и казенной продажи питей, где
занят был составлением проектов
зданий для винных складов.
Первые работы архитектора в
столице были произведены им со-
вместно с архитекторами: Б. И. Гир-
шовичем - доходный дом В. А. Рен-
ненкампфа (Поварской пер., д. 1) и
с П. Ю. Сюзором - перестройка зда-
ний Городской Алафузовской боль-
ницы по Н. Ушаковской ул. (1897-
1900, 1910). Постройки эти не со-
хранились.
В 1898-1899 годах по проектам
Вирриха были возведены два зда-
ния по Каменноостровскому про-
спекту.
Двухэтажный
особняк
(д. № 5) строился для К. Ф. Штрем-
берга, потомственного почетного
гражданина города, но еще до завер-
шения строительства участок пере-
шел к М. Ю. Витте, жене министра
финансов С. Ю. Витте, который тот
и приобрел в 1899 году.
В 1903 году Виррих реконст-
руировал особняк, придав дому
более официальный, репрезента-
тивный вид, соорудив перед глав-
ным входом массивное крыльцо на
столбах, а в 1904 году надстроил
особняк третьим этажом. Здание
сохранилось в первоначальном
виде, в настоящее время в нем рас-
полагается музыкальная школа
Петроградского района.
Мастерская и двухэтажный
дом для художника-декоратора
Э. К. фон Липгарта, построенные
по проекту Вирриха, находились во
дворе дома № 16 по Каменноост-
ровскому пр., возведенного архи-
тектором В. Шаубом позже, в
1905-1906 годах. От постройки
сохранился лишь флигель (и то
перестроенный). Дом этот приме-
чателен тем, что был первым в Пе-
тербурге строением из бетонито-
вых камней - современного шла-
кобетона9.
Следующая работа зодчего -
архитектурный ансамбль Политех-
нического института - принесла
ему всемирную известность. Одна-
ко в некоторых современных пуб-
ликациях авторство Вирриха ста-
вится под сомнение10, поэтому да-
лее сошлемся на свидетельства со-
временников:
«Составление проекта поруче-
но архитектору Э. Ф. Вирриху, ко-
торым уже выработаны и эскизы
этого сооружения.
.. Кроме главно-
го здания с аудиториями, чертеж-
ными (около 800 кв. сажен) и пр.,
будут построены еще: отдельный
химический павильон, 3-4 дома
для общежития (около 400 студен-
тов) и необходимые хозяйственные
помещения. Эскизы и проекты рас-
сматриваются особою комиссией,
в которую вошли Р. А. Гедике,
Э. И. Жибер, П. Ю. Сюзор, В. А. Шре-
тер». (Неделя строителя. 1899. № 24).
«В 1899 году [Виррих] был
прикомандирован для составления
проектов и сооружения зданий
Санкт-Петербургского Политех-
нического института, где по его
проектам и под его непосредствен-
ным техническим, хозяйственным
и художественным руководством
построены все здания Института
стоимостью до 10 млн рублей»
(Альберт Бенуа, 1908 г.).
По всей вероятности, назначе-
ние Э. Ф. Вирриха главным архи-
тектором-строителем исходило
если не прямо от С. Ю. Витте, то не
без его участия.
История создания института,
подробные планы и проекты зда-
ний, чертежи деталей построек и
интерьеров, автором которых был
Э. Ф. Виррих, приведены в под-
робнейшем очерке архитектора
Г. В. Барановского, опубликован-
ном в нескольких номерах редак-
тировавшегося им журнала «Стро-
итель» за 1902 год, а также в дру-
гих периодических изданиях того
времени11. Именно эта работа Вир-
риха стала как бы его «визитной
карточкой». В библиотеке Санкт-
Петербургского политехнического
университета хранится графичес-
кая акварель фасада Главного зда-
ния
«Corps
Principal
(Fasad
Principale)» (1900) с автографом
19
История Петербурга. №
6 (28)/2005
предыдущая страница 18 История Петербурга №28 (2005) читать онлайн следующая страница 20 История Петербурга №28 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст