а
о в р е м е н н ы е м е м у а р ы
пор сп еку л яц и ям и н и когда не за -
ним ались. А за стекло, как я узнал
впоследстви и , все ж е удалось п о -
лучить плату, но только через п ол-
года. С того дн я в Ж и л и щ стр о е я
уж е не показы вался.
Ж И З Н Ь Н Е Б О Г А Т А Я ,
Н О Р А Д О С Т Н А Я
П осле сентябрьского н аводне-
н и я 1924 го д а5 до п о зд н ей осени
все мы, сотрудники Ф и н л ян д ск о -
го участка служ бы п ути 6, бы ли по
го р л о з а н я т ы л и к в и д а ц и е й п о -
в р е ж д е н и й . В о с с т а н а в л и в а л и с ь
сн есен н ы е н ав о д н ен и ем м осты и
п у т е в ы е з д а н и я , п р и в о д и л о с ь в
п орядок полотно П рим орской л и -
нии. К наступлению зим них холо-
дов все работы удалось закончить,
и для нас наступила пора составле-
н и я отчетов, а по сути дела - пора
безделья. Ц елы м и дням и мы - м о-
лоды е инж енеры и техники, сидя в
своих ком натах в управлении уча-
стка, болтали на разны е темы, рас-
сказы вали анекдоты и с нетерпени-
ем ож идали звонков на обеденный
п ереры в и к окончанию рабочего
дня. Н икаких перспектив на новые
ин тересн ы е строй ки не только на
наш ем участке, но и на других л е-
нинградских ж елезны х дорогах не
было. В будущ ем строительном се-
зоне ничего, кром е рем онтны х р а-
бот, не предвиделось, и потому я уже
начинал подумы вать о поды скании
какой -н и будь более интересн ой и
лучш е оплачиваемой работы.
В 3 часа 30 м инут закан чи вал-
ся н аш ш е с т и ч а с о в о й р а б о ч и й
день, и у м ен я еж едневно о става-
лось много врем ени для чтения, для
хож дения в гости, для развлечения.
Р азвлечен и й в ту зим у 1924 -1 9 2 5
годов бы ло н еср ав н ен н о больш е,
чем в п реды дущ и е годы . П ом им о
академ ических театров, в Л ен и н г-
раде один за другим откры вались
н о в ы е н еб о л ь ш и е т е а тр ы сам ы х
р а з л и ч н ы х ж ан р о в. Те п ьесы , те
скетчи, которы е в эти х театри ках
ш л и с больш и м усп ехом , в наш е
вр ем я7, конечно, не бы ли бы допу-
щ ены цензурой как политические,
не им ею щ ие во сп и тател ьн о го х а-
р актера. Н о тогда ц ен зу р ы такой
строгой и всеобъем лю щ ей, как те-
п ер ь, ещ е н е бы ло; н е л ь з я бы ло
только допускать активной пропа-
ганды за стары й реж им против но-
вого. Н о такой пропаганды не до-
п у с т и л и бы сам и зр и т е л и , а что
касается того, что теперь п он и м а-
ется под вы сокой степенью н р ав -
ственности или, наоборот, безнрав-
ствен н о сти , то те атр а л ам н ач ал а
двад ц аты х годов, чуж ды м х ан ж е-
ства, до этого было м ало дела. В аж -
но бы ло одно - чтобы п ьеса и ее
постановка бы ли бы развлекатель-
ны м и и веселы м и или зах ваты ва-
ю щ им и и ставящ и м и новы е и н те-
ресны е проблемы .
Н о в ы е
п о с т а н о в к и ,
н о вы е
ф ильм ы смотрели все, а после про-
смотра с жаром обсуж дали не толь-
ко м олоды е лю ди, но и п очти все
взрослы е ленинградцы . И нтерес к
театру и кино в те годы был исклю -
чительно больш ой. Н еудивительно,
что это, в свою очередь, вы звал о
тягу м олодеж и в различны е много-
чи сл ен н ы е театральн ы е училищ а,
киностудии и круж ки при заводс-
ки х клубах. И з числа моих зн ако -
м ы х было тож е несколько человек,
в том числе м ой друг детства Адя
Розе, бы вш ий правовед, пы тавш их-
ся начать артистическую карьеру,
махнув рукой на ту карьеру, к кото-
рой они готовились до этого.
Т а н я 8 к э т о м у в р е м е н и у ж е
окончила Ш колу русской драм ы и
бы ла участницей небольш ого худо-
ж е ст в ен н о го п ер е д в и ж н о го к о л -
лектива, ставивш его пьесы русских
и и н о стр ан н ы х авторов в р азн ы х
заводских и военны х клубах как в
самом Л енинграде, так и в его ок-
рестностях. Х удож ественным руко-
водителем этого к о ллекти ва и од-
н и м и з о с н о в н ы х а к т е р о в б ы л
А лександр А велевич М гебров. Это
бы л ч е л о в е к , п о л у ч и в ш и й х о р о -
ш ее общ ее и арти сти ч еское о бра-
зован и е, и м евш и й в своем р еп ер -
ту ар е н ем ал о тр аги ч ески х ролей,
прекрасно им вы полняем ы х, когда
он бы л в ударе. М етода С танислав-
ского он чуж дался, и вся игра его
бы ла «на нервах», как у м ногих зн а-
м е н и т ы х р у с с к и х а р т и с т о в . Н о
и н о гд а н ер в ы п о д в о д и л и , а ещ е
чащ е п о дводи ло н ап л евател ьск о е
отн о ш ен и е к работе, к оторую он
часто считал не больш е чем «хал-
турой». К ром е того, он лю бил вы -
пить, и часто эта лю бовь не способ-
ствовала успеху спектакля и даж е
приводила к его провалу.
О днаж ды группа ставила в во -
енном клубе «С аломею » по О ска-
ру Уайльду. С ю ж ет пьесы зак л ю -
чался в следую щ ем: пророк И ока-
наан обличает пороки иудейского
ц ар я И рода, и за это его бросаю т
ж ивы м в глубокий колодец тут же
во дворце И рода. М олодая п реле-
с т н а я
С а л о м е я ,
в л ю б л е н н а я в
И оканаана, на обольщ ения которой
п р о р о к не п оддался, ж аж дет о то-
м стить отвергнувш ем у ее И окана-
ану. О на пляш ет перед И родом та-
к о й зах ваты ваю щ и й тан ец ж и в о -
та, что тот обещ ает С аломее вы пол-
н и ть лю бое ее ж елан и е. С алом ея
требует награды - отрубленной го-
ловы И оканаана. В колодец спус-
кается страш ны й негр-палач, отру-
бает там п ророку голову и из к о -
л о д ц а н а вы т я н у то й р у к е п о дает
блю до. Н а блю де л еж и т м ер тв ая
голова И оканаана. С алом ея вп и ва-
ется первы м и последним поцелу-
ем в губы отвергнувш его ее проро-
к а и тут ж е ум и рает, п р о н зен н ая
копьем влю бленного в нее тел о х -
р ан и теля И рода.
ҐГА
Портрет Т Булах.
Худ. Г. В. Верейский
И сп о л н ен и е р о л и И о к а н аа н а
в з я л н а себ я М геб р о в. С ал о м ею
играла его ж ена В. Ч екан, уж е н е-
м олодая ж енщ ина, очень полная, с
гром адны м бю стом, что не очень-
то п о д х о д и л о д л я и с п о л н е н и я
тан ц а ж и вота. Н о это сош ло, так
как публика, никогда не читавш ая
У а й л ь д а и в о о б щ е н е с л и ш к о м
много поним авш ая в литературе и
искусстве, осталась очень доволь-
на, видя толстую бабу почти обна-
ж енной, вихлявш ую грудям и, бед-
рам и и всем телом. Танец С аломеи
45
История Петербурга. №
6 (28)/2005
предыдущая страница 44 История Петербурга №28 (2005) читать онлайн следующая страница 46 История Петербурга №28 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст