а
о в р е м е н н ы е м е м у а р ы
46
бы л н агр аж д ен д р у ж н ы м и а п л о -
ди см ен там и .
Д альш е было хуже. Д ело в том,
что на клубной сцене не бы ло лю ка,
куда м ож но бы ло бы, как в к о л о -
дец, сбросить И оканаана. Выход из
затруднения бы л найден такой - на
сцене соорудили круглую верхуш -
ку колодц а вы сотой около м етра.
П о сл е с б р а с ы в а н и я в к о л о д е ц
М геб ров д о л ж ен бы л леч ь во зл е
передней стенки так, чтобы его не
бы ло видно, а когда палачу следо-
вало подать на блю де отрубленную
голову, то М геброву н уж н о бы ло
нацепить на шею бутаф орское блю -
до и вы сунуть голову с закры ты м и
глазам и за край колодца.
С начала все бы ло так, как н а-
м ечалось. Р абы сбросили пророка
в колодец, и М гебров сразу же улег-
ся на полу возле стен ки колодца.
Н о, зн а я заран ее, что ем у в этом
ко ло д ц е п р и д ется леж ать н ем ало
в р е м е н и , п о к а и д у т р а з го в о р ы
И рода с С алом еей, п ока С алом ея
танцует и т. д., М гебров реш ил скра-
сить себе это ож идание. О н за р а -
нее (ещ е до н ач ал а с п е к т а к л я ) у
стенки п олож и л буты лку водки и
за к у с к у - к о л б а с у и гр о м а д н ы й
солены й огурец. Как только он очу-
ти л ся в колодце, он улегся с к ом -
ф ортом и п р и н ял ся за водку и за-
куску. Тем, к то си д ел в п ар тер е,
ничего не бы ло видно, но к р асн о -
арм ейцы , зан явш и е м еста на бал-
коне, видевш ие М геброва в колод-
це, п ри ш ли в восторг от того, как
л о вк о И о кан аан вы б и л п р о б к у и
начал хлестать водку из горлы ш ка.
Р аздался хохот и аплодисм енты , и
партер, не поним ая причины хохо-
та, начал ш икать на развеселивш у-
ю ся галерку.
Н о и в п артере н ач ал ся гом е-
рический хохот в м ом ент к у льм и -
национной сцены драмы, когда С а-
лом ея п риготовилась прильнуть к
губам м ертвой головы И оканаана.
М ед л ен н о и з -з а ст ен к и к о л о д ц а
н ачала п одним аться голова И ока-
наана, показалось блю до, на к ото-
ром палач ее подавал. Тут-то и надо
бы ло остановиться, но п о двы п и в-
ш ий М гебров не рассчитал, вы су-
нулся больш е, чем следует, и вдо-
бавок опрокинул декорацию , и зоб-
раж авш ую стенку колодца. Всему
залу стали видны и М гебров с блю -
дом на ш ее, и остатки его п и р ш е-
ства - п у ст ая бу ты л ь и о гр ы зк и
огурца.
Веселье в зале было неописуе-
мое; спектакль бы л провален - вм е-
сто хохота долж ны бы ли бы ть сле-
зы ужаса.
Э тот сп ектакль п о к азы в ал и и
в д р у ги х к л у б а х у ж е без так о го
а ф р о н т а . Н о п о ч е м у -т о с эти м
спектаклем бы ли связаны и другие
неп ри ятн ы е происш ествия. Я уж е
говорил о тяге тогдаш ней м олоде-
ж и к сцене и кино. К Тане постоян-
но приставали знаком ы е ю нош и и
девуш ки с п росьбам и п ри общ и ть
их к святом у искусству хотя бы без
зарплаты , хотя бы на бессловесны е
роли статиста. Л иш ь бы только по-
пасть на сцену. Только бы начать, а
там этим девуш кам и ю нош ам гре-
зи ли сь головокруж и тельн ая к ар ь-
ера, и сп о л н е н и е п ер в ы х р о л ей в
лучш и х театрах. С реди тех, ком у
Таня пом огла попасть на подм ост-
ки, бы ла дочь зубного врача д о к -
тора И ллю товича, у которого Таня
и мам а лечили зубы.
В спектакле «С алом ея» девуш -
ке дал и роль эф и о п ск о й рабы ни,
к о то р ая п о л у о бн аж ен н о й долж н а
бы ла неподвиж но стоять в гл у би -
не сцены. С частливица приехала за
город, где стави лся спектакль, за-
долго до н ачала и вм есте с други-
ми добровольны м и статистам и н а-
ч а л а го то в и т ь с я к вы сту п л ен и ю .
Н адо бы ло загрим ировать не толь-
ко лицо, но и тело, за исклю чени-
ем бедер, п р и кр ы ты х п о вязко й , и
груди, закр ы то й чем -то вроде со-
временного бю стгальтера. Грима не
х ватало, а э ф и о п к а д о л ж н а бы ла
бы ть тем но-коричневой, и М гебров
наш ел выход. П ослали к ч и сти л ь-
щ ику сапог и п ри н если черного и
коричневого гуталина.
Ц вет кож и у И ллю тович полу-
ч и л с я , к ак у сам о го н ас то я щ е го
эф и о п а, и в с я тр у п п а н ап ер еб о й
хвалила ее, а девуш ка чувствовала
себя на седьмом небе от своего сце-
нического успеха. Р асп лата за у с-
пех приш ла, когда после спектакля
эф и о п к а п о п ы тал ась сн ять грим .
Гуталин не отходил, и несчастной
девуш ке п р и ш л о сь на неотм ы тое
тело натягивать белье и платье и с
эф и оп ски м лицом и рукам и ехать
домой. О бы чны м и способами дома
ее не удалось отмы ть, сним ать гу-
талин хим ическим путем не реш и-
лись, и несколько недель несчаст-
ная сидела дома, пока постепенно с
нее не сош ла эф и о п с к а я о кр аска
вместе с кож ей. Н а сцену она боль-
ш е не просилась, а ее отец перестал
Тане и маме лечить зубы.
Таких конф узов в театральном
мире в те годы бы ло немало, даж е
не то л ь к о в н еб о л ьш и х тр у п п ах ,
п о д о б н ы х м ге б р о в с к о й , н о и в
крупны х театрах, даж е в академ и -
чески х.
Помню, как, например, в Алек-
сандринском театре ставилась дра-
ма А. В. Луначарского «Ф ауст и Го-
род». П о ходу пьесы Ф ауст, роль
к оторого и гр ал н ар о д н ы й ар ти ст
М алю тин, долж ен бы л после ди а-
лога сделать несколько ш агов назад
и тяж ело, со скорбным лицом сесть
в кресло, стоявш ее позади него на
авансцене. Д иалог кончился, на лице
Ф ауста появилась незем ная скорбь,
он п о п яти л ся назад и тяж ело сел,
но не в кресло, а мимо него, прямо
История Петербурга. №
6 (28)/2005
предыдущая страница 45 История Петербурга №28 (2005) читать онлайн следующая страница 47 История Петербурга №28 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст