а
о в р е м е н н ы е м е м у а р ы
на пол. Л иш ь немногие зрители по-
н яли комизм происш едш его и рас-
хохотались. Н о вскоре об этом слу-
чае узнали все театралы , и с тех пор
н а каж дом спектакле публика, за-
таи в д ы х ан и е, о ж и д ал а м о м ен та
посадки Ф ауста в кресло. Б ольш е
М алю тин ни разу не садился мимо
кресла, но каж ды й раз, когда он са-
д и л ся в кресло так, как надо, р аз-
д а в а л ся взр ы в хохота и ап л о д и с-
менты . П ьесу приш лось снять с ре-
пертуара.
П ом и м о театр ал ьн ы х р а зв л е -
чен и й в ту зи м у 1 9 2 4 -1 9 2 5 годов
повсю ду в Л ен и н граде бы ло м н о -
го з в а н ы х в е ч е р о в с у ж и н о м , с
танцам и, с дом аш ним и сп ектак л я-
м и и и н сц ен и р о вк ам и . Н Э П бы л
в разгаре, и лю ди во зн агр аж д ал и
себя за голод, холод, за уж асы во й -
ны и ее п о сл едстви й , за все т я ж -
кое, что бы ло переж ито в п редш е-
ствую щ ие годы.
У нас бы ло н еско л ько зн а к о -
м ы х семей, где нередко м ы со б и -
рались на званы е вечера, такие зва-
ны е вечер а у стр аи вал и сь и у нас
дома. Гостями бы вали обы чно мои
и Танины сослуж ивцы и знакомы е,
да кое-кто из родны х. В танцах осо-
бенно о тл и ч ал и сь м ой н ачальн и к
п о ф и н л я н д с к о м у у ч а с т к у П етр
Н и колаеви ч Б олхови ти н ов и зн а-
ко м ы й по Б ассей н о м у то в ар и щ е-
ству п оэт Б. Т и м о ф еев -Е р о п к и н .
И х п о сто ян н о й п артн ерш ей бы ла
З и н а Р о зе, б ы в ш ая см о л я н к а. В
оперетте в эту зим у впервы е бы ла
п о ставл ен а « Б аяд ер а » , ш ед ш ая с
гром адн ы м успехом . П од м узы ку
одной из арий этой оперетки поэт
Т имоф еев, пораж ая всех, танцевал
новы й танец «Ш им м и». Н ак л о н я-
я с ь ту л о ви щ ем вп еред , п ер егн у в
н азад тесно п ри ж авш ую ся к нем у
партнерш у, он с м рачной ф и зи он о-
м и ей , с сам ы м св и р еп ы м в и д о м
п р о д ел ы вал у гл о ваты е дв и ж ен и я
эт о го
« м е д в е ж ь е го
т а н ц а » .
П. Н. Б олх о ви ти н о в тан ц евал по-
д р у г о м у - в е с е л о и б е зза б о т н о
крутил партнерш у в бы стром ф ок-
строте и л и вал ьсе и даж е и н огда
т а н ц е в а л ч а р л ь с т о н . О с т а л ь н ы е
участники вечера п лясали кто как
мог, и все веселились от душ и.
В п е р е р ы в ы м еж д у т а н ц а м и
гости усаж ивались играть в р азли ч-
н ы е и гр ы , б ы вш и е то гд а в ходу.
О собенны м успехом пользовались
ш арады и так назы ваем ы й « Ф л и р т
цветов». И граю щ ие разби рали к о -
лоду карточек. Н а каж дой из них
бы ли н ап и сан ы и гри вы е вопросы
и ответы вроде таких:
М ар гар и тк а: «К то В ам б о л ь -
ш е н р ави тся: брю н етки и л и бл о н -
д и н к и ? »
Гвоздика: «Л ю бите ли Вы про-
гулки вечером при луне?»
Гелиотроп: «М не хочется Вам
многое сказать наедине» и т. д.
И гравш ие посы лали свою кар -
точку том у и ли той, с кем хотелось
п о б о л т а т ь и л и п о ф л и р т о в а т ь , и
н азы вали цветок. В ответ п олуча-
л и другую карточку, в к о то р о й у
другого ц ветк а бы ла п одх о д ящ ая
реплика. Э та незам ы словатая игра
пользовалась больш ой популярн о-
стью, и после этой игры иногда за-
в я з ы в а л с я
и
б о л е е
с е р ь е зн ы й
ф лирт. Н о в больш инстве случаев
все о гр ан и ч и в ал о с ь б е с п о р я д о ч -
ной болтовней на лю бовны е темы,
иногда случайны м обм еном поц е-
луям и с кем попало.
Н о не все вечера бы ли зап о л -
нены театрам и, званы м и уж инам и
и танцам и. Б ы л и довольно часто,
не реж е чем раз в неделю , вечера,
посвящ енны е преферансу. С обира-
лись мы по больш ей части у К ази-
м и р а О си п о ви ч а Туча. У него ж е
иногда у страи вали вечера для и з-
бранны х, на к оторы е скром н ы е и
приличны е бары ш ни не приглаш а-
лись, а вм есто н и х бы вали р азв е-
денны е и безм уж ние дамы.
Д ом а у нас в том году начали
бы вать гости старш его поколения,
в общ естве которы х я часто прово-
д и л в р е м я с б о л ь ш и м у д о в о л ь -
ствием . Б ы вали у нас ближ айш ие
соседи - К он стан ти н А ркадьевич
Розе, отец моих и Т анины х сверст-
ников - Ади, З и н ы и С они. Ч ел о -
век он бы л очень остроумны й, хо-
рош о ум евш ий рассказы вать анек-
доты. С ним бы вало всегда весело
и х о р о ш о . П р и х о д и л и и д р у ги е
знаком ы е, среди них доктор П авел
Георгиевич А рхипов, бы вш ий при
папе до его последнего часа. П авел
Г ео р ги еви ч б ы л з н а т о к п о э зи и ,
зн авш ий хорош о латы нь и гречес-
ки й язы к, а к тому ж е он и сам был
поэт. Ч асто он деклам и ровал сти -
хи русских поэтов, преж них и н о -
вей ш и х ; к п о с л е д н и м он и н о гд а
отн о си л ся иронически, и нередко
п о д л и н н и к со п р о в о ж д ал ся п а р о -
дией. М ного таких пародий, авто -
рам и которы х бы ли С аш а Ч ерны й,
И зм айлов и сам П авел Георгиевич,
я услы ш ал тогда и м ногие из них
зап ом н и л и с успехом деклам и ро-
вал в как о й -н и б у д ь своей к о м п а-
н и и , о ш ел о м л яя сл у ш ател ей , н а -
прим ер, таким и стихам и - пароди-
ей на Зи н аи ду Гиппиус - поэтессу
«сильны х страстей, понятны х толь-
ко избранны м »:
Углем круги очерчу,
Надушусь я серою,
К другу сердца подскочу
Сколопендрой серою.
Плоть усталую взбодрю,
Взвизгну драной кошкою,
Заползу тебе в ноздрю,
Я сороконожкою.
Вся в мистической волшбе,
Знойным оком хлопая,
Буду ластиться к тебе,
Словно антилопа я.
..
и т. д.
Н о больш е всего я лю бил, ког-
да П авел Георгиевич вдохновенно
д ек лам и р о вал К атулла, В ерги ли я
и л и Горация в подлиннике. И п о -
этом у образ П авл а Георгиевича в
моей пам яти остался связанны м со
зн а м е н и т ы м
ч е т в е р о с т и ш и е м
П уш кина, отн оси вш и м ся, правда,
не к бож ественной речи латинян, а
к другому бож ественному язы ку, к
язы ку Э ллады .
Слышу божественный звук
Умолкнувшей эллинской речи.
Старца великого тень
Чую смущенной душой. <.
..>
З ак о н ч и в стр о и тел ьство м о с-
та через Ч ерн ую речку, я остался
служ ить все в том ж е техническом
отделе 10-го у частка С луж бы п у -
тей О ктяб р ьск о й ж ел езн о й до р о -
ги, п о л у чая п реж н и й оклад п я т ь -
д е ся т р у б л ей в м есяц . Н о все ж е
ж и зн ь стала легче благодаря р ас-
цвету Н Э П а.
В не работы вр ем я п роходи ло
весело и беззаботно, тем более что
и м атер и ал ьн о е н аш е п о л о ж ен и е
у л учш и лось, х о тя м ам а п о л у чал а
все ту же, что и раньш е, крохотную
вдовью пенсию , а я о ставал ся на
преж н ем м и зерн ом окладе. У луч-
ш ению м атериального полож ен и я
способствовало то, что Таня н ача-
л а нем ного зар аб аты вать в своей
труппе, а главное, что теперь в рас-
цвет Н Э П а снова стало ценны м то,
что бы ло о бесц ен ен о в голодн ы е
годы. М ама уж е несколько раз про-
д авала ю вели рам -н эп м ан ам к о л ь -
ц а и серьги , о с т ав ш и е ся от п р о -
ш лой, дореволю ционной ж изни, и
вы р у ч ал а за н и х деньги, которы е
давали возм ож ность Тане одеться.
47
История Петербурга. №
6 (28)/2005
предыдущая страница 46 История Петербурга №28 (2005) читать онлайн следующая страница 48 История Петербурга №28 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст