А на служ бе стан о ви л о сь все
скучнее и бесперспективнее. Н адо
бы ло искать что-то другое. И вот
случайно я встрети лся на улице с
А. Р. Берш тейном, пож илы м инж е-
нером, с которы м в 1921-1922 го-
дах работал по совместительству в
П олитехникуме. И он, и я там бы ли
ассистентами по вы сш ей математи-
ке. Встретивш ись, мы начали инте-
ресоваться, где, кто и т. п. О к а за-
лось, что А брам Р аф аи ло ви ч слу-
ж и т в Т ехотделе богатого тр еста
Ц ен тр о п р о б и зо л ь и п олучает там
о чен ь п р и л и ч н ы й о к л а д , ч т о -т о
около полутораста рублей в месяц.
У зн а в , к а к о в м о й о к л а д , он
у ж а сн у л с я и о бещ ал п о зо н д и р о -
вать почву, не найдется ли у них в
тресте работы д л я м еня. Р абота в
этом тресте мне не улы балась, так
как слиш ком далеко от м оей спе-
ц и а л ь н о с т и б ы л о п р о и зв о д с т в о
буты лочны х пробок и других п ро-
бочн о-и золяц и он н ы х изделий. Н о
я наотрез не отказался от предло-
ж ения помощ и, а попросил все ж е
узнать, нет ли чего-либо поближ е
к м оей специальности.
Ч е р е з н е к о т о р о е в р е м я (это
бы ло уж е в есн о й ) А брам Р а ф а и -
о в р е м е н н ы е м е м у а р ы
лови ч п о зво н и л м не по тел еф о н у
и сказал, чтоб я п ри ш ел к нем у в
трест, п о м ещ авш и й ся н а верхн и х
э т а ж а х б о л ь ш о го з д а н и я в о зл е
М и хай ловского театр а9 на кан але
Грибоедова, так как для м еня есть
подходящ ая работа.
Л ю б езн о в с тр ет и в м ен я, А б-
р ам Р а ф а и л о в и ч с о о б щ и л , ч то
м не п редлагается м есто с окладом
120 рублей (у м еня даж е закр у ж и -
л а с ь г о л о в а от э т о й ц и ф р ы ) с
отъездом в Одессу, где восстан ав-
л и в а ю т П р о б о ч н о -л и н о л е у м н ы й
завод. Я для н ачала долж ен озн а-
ком и ться в Л ен и н граде на пробоч-
н о й ф а б р и к е с п р о и зв о д ст в о м , а
п отом в О дессе р аб о тать н а в о с-
стан овлен и и завода. Т акая работа
бы ла уж е бли зка к м оей сп ец и аль-
н о с т и с т р о и т е л я (х о т ь и о чен ь,
о чен ь м а л о о п ы т н о го ). Н о сам о е
главное и п ри влекательн ое в этом
п р е д л о ж е н и и б ы л о то, ч то надо
бы ло ехать в Одессу, да ещ е с н е-
в е р о ятн о больш и м окладом . И я
не мог отказаться от такого соблаз-
н а - н о в ы й го р о д , н о в ы е л ю ди ,
Ч ер н о е м оре, до л ги й путь от Л е -
нинграда в О дессу - все та ж е ро-
м антика, которая уж е давно м ан и -
ла м еня. Е сли не удается попасть в
Ю ж ную А мерику, если не удается
у в и д е т ь С о л о м о н о в ы о с т р о в а в
Т и х о м о к е а н е , е с л и т а к т р у д н о
взгл ян у ть даж е н а более б л и зк и е
э к з о т и ч е с к и е с т р а н ы , то н ад о
брать то, что возм ож н о, - работу
в О дессе. И я сразу ж е согласился
на предлож ение А. Р. Берш тейна.
П осле этого я бы л представлен
за м е с т и т е л ю д и р е к т о р а т р е с т а
Ш ап и р о и н ач ал ь н и к у тех о тд ел а
Сатырю ; тут ж е я написал заявл е-
ние, получил необходим ы е резолю -
ции, бы л оф орм лен в отделе к ад -
ров, и м не осталось только о ф о р -
м и ть у х о д с п р еж н ей р аб о ты на
ж елезн ой дороге! Э то я проделал
очень бы стро и через неделю уж е
н ачал ходить в ро л и п р ак ти к ан та
н а Л е н и н гр а д с к у ю
п р о б о ч н у ю
ф абр и ку на Н о вгородской улице.
А когда я о зн аком и лся с х аракте-
ром п р о и зв о д с т в а , с р а б о то й н а
станках, с особенностям и м ехани-
ческого оборудования и его кр еп -
лений на перекры тиях, я уж е смог
о т п р а в л я т ь с я к м е с т у р а б о т ы в
О дессу 10.
Публикация А. Г. Булаха
1 В м ар те 1921 г. б о л ь ш о й гр у п п е и н ж е н е р о в , с т р о и т е л е й С в и р с к о й и В о л х о в с к о й Г Э С , б ы л о п р е д ъ я в л е н о о б в и н ен и е в
созд ан и и кон тр р ев о лю ц и о н н о й ор ган и зац и и («д ело С в и р ьстр о я» ). О тстр ан ен и е от работы к р у п н ей ш и х сп ец и али стов, в том чи сле
Г. О . Г раф тио, п о ст а в и л о п о д у гр о зу в ы п о л н ен и е п л а н а Г О Э Л Р О . В ав гу сте 1921 г. д ел о б ы л о п р ек р ащ ен о , н о с тр о и тел ь ств о
эл ек тр о стан ц и й н а р. С ви р ь н ач алось то л ько в 1927 г. -
Ред.
2 В 1 9 2 2 -1 9 2 4 гг. в С С С Р б ы л а п ровед ен а ден еж н ая реф орм а, суть которой своди лась к п ар ал л ел ь н о м у хож ден и ю двух ви дов
д ен еж н ы х ед и н и ц и п остеп ен н о й зам ен е с о в зн ак а чер во н ц ем (со о тн о ш ен и е 50 000 : 1). -
Ред.
3 З а зе р с к и й А лек сей И в ан о в и ч (1 8 7 8 -1 9 4 2 ) - у ч астн и к со зд ан и я п ер в о й очереди городского тр ам вая (1 9 0 5 -1 9 0 8 ), о ди н и з
о р га н и зат о р о в с т р о и т е л ь с т в а к о о п ер а т и в н ы х ж и л ы х д о м о в в д о р е в о л ю ц и о н н о м С ан к т -П е т ер б у р г е, н аи б о л ее и зв е с т ен и з н и х
ж и л о й к о м п л ек с Б ассей н о го т о в ар и щ еств а со б ств ен н ы х к в ар т и р н а у л и ц е Н ек р асо в а, 5 8 -6 0 , где, к стати , и м ел и к в ар ти р ы р о д -
с т в ен н и к и о тц а п о л и н и и его м атер и , о д и н и з н и х б ы л п р ед сед ател ем этого то вар и щ ества. А. И . З а зе р с к и й б ы л так ж е авто р о м
п р о ек та д о м а к у п ц а Я. И . А к и м о ва-П ер етц а (теп ер ь - М о ск о в ск и й пр., 1), д ед а м оего отца. -
А. Б.
4 П а п к о в и ч П . Ф . (1 8 8 7 -1 9 4 6 ) - тр о ю р о д н ы й брат Г. Д . Б у л ах а, в ы п у с к н и к П етер б у р гск о го п о л и тех н и ч еск о го и н с т и т у т а
(1 9 1 1 ), п роф ессор, ко н тр -ад м и р ал -и н ж ен ер , ч л ен -ко р р есп о н д ен т А Н С С С Р (1 9 3 3 ). С 1924 г. ру ко в о д и л п р о екти р о ван и ем п ер в ы х
с о в е т с к и х л е с о в о зо в , к о р а б л е й д л я С е в ер н о го м о р с к о го п у ти . С о зд а т е л ь н ау ч н о й ш к о л ы в о б л а ст и с т р о и т е л ь н о й м е х а н и к и
к о р а б л я . -
Ред.
5 23 сен тяб р я 1924 г. Л ен и н гр ад стал ж ертвой очередного, сам ого р азр у ш и тел ьн о го п осле 1824 г., н аводн ен и я. В ода п од н ялась
н а 369 см вы ш е орди н ара, зато п и в свы ш е п о ло в и н ы тер р и то р и и города. -
Ред.
6 О к тя б р ь ск о й ж елезн о й дороги . -
Ред.
7 И м ею тся в ви д у 1960-е гг. -
А. Б
.
8 Т атьян а Д м и тр и е в н а Б у л а х (1 9 0 7 -1 9 7 3 ) - к и н о ак тр и са. С ей ч ас и н о гд а д ем о н стр и р у ется стар ы й ф и л ь м « И у д у ш к а Г олов-
лев». В нем заглавн ую ро л ь и сп о л н яет ее м уж В. Р. Гардин, а о н а - ро л ь А н н и н ьки . В блокадн ом Л ен и н гр ад е и в вой сках они дали
о к о л о 5 0 0 к о н ц е р т о в . О д и н и з н и х с о с т о я л с я 31 м а я 1942 г. в Б о л ь ш о м за л е Л е н и н г р а д с к о й ф и л а р м о н и и , за д о л го д о всем
и зв естн о го и сп о л н е н и я С ед ьм о й с и м ф о н и и Д . Д . Ш о стак о в и ч а. А ф и ш а б л о к ад н о го к о н ц е р т а В. Р. Г арди н а х р а н и тся в ф о н д е
В.
Р. Г ардина в отделе руко п и сей Р о сси й ско й н ац и о н ал ьн о й би бли отеки . -
А. Б.
9 С ей час Театр оп еры и б ал ета им . М . П . М усоргского. -
Ред.
10 И з О дессы Г. Д. Б у л ах бы стро вер н у л ся в П етроград. Б ы л п р акти ку ю щ и м и нж ен ером , строи л м осты , ж елезоб етон н ы е доки.
М ного п р еп о д авал в р азн ы х в у зах Л ен и н гр ад а. В 1938 г. бы л р еп р есси р о ван по статье 58 У головного к о д ек са Р С Ф С Р и сослан в
А лма-А ту. П отом сл у ж и л в и н ж ен ер н ы х ч астях К расн ой ар м и и в И ран е. С 1945 г. - сн о в а в Л ен и н град е. С 1951 по 1979 г. оп ять
ж и л и р аб о тал в О дессе. У мер в Л ен и н гр ад е. П охорон ен н а Б о го сл о в ск о м кл ад б и щ е вм есте со своей сестрой . -
А. Б.
48
История Петербурга. №
6 (28)/2005
предыдущая страница 47 История Петербурга №28 (2005) читать онлайн следующая страница 49 История Петербурга №28 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст