е т е р б у р гс к и й ф о л ьк л о р
В нутренний кори дорчи к м еж -
ду тю рьм ой и адм и ни страти вн ы м
зданием известен по ф о л ькл о р н о -
м у им ени: «Таиров переулок». О н
та к о й ж е н еб о л ьш о й и к р и в о л и -
нейны й, как и подлинны й переулок
с таким н азван и ем в рай он е С ен -
ной площ ади. Здесь, на переходе из
одного здан и я в другое, заклю чен-
ные, ведомы е из кам ер на допросы
и обратно, м огли случайно встр е-
титься. С реди арестантов этот п е-
реход назы вался: «М остиком вздо-
хов». С огласно тю рем ны м п р ав и -
лам , п ри тако й встрече одного из
арестантов останавливали и пово-
р ач и в а л и ли ц о м к стене. Л егки й ,
ед ва у л о в и м ы й взд о х бы л ед и н -
ственны м способом отм етить свое
п р и с у т с т в и е и о б р а ти т ь н а себя
в н и м ан и е со б р ата по н есчастью .
Э тим способом ш ироко п ол ьзо ва-
лись. О нем хорош о п о м н ят м н о -
гие соврем енны е петербурж цы .
С 1932 года в пом ещ ениях всех
трех зданий располож илось управ-
лен и е Н К В Д - зл о вещ ая о р ган и -
зация, п олучивш ая в народе соот-
ветствую щ ие прозвищ а: «Ж ан дар-
м ер и я» , « Д ев я ты й угол», « Д е в я -
т ы й в а л » , « М у с о р н а я у п р а в а » ,
«Ч ерн ая сотня». Д еятельность это-
го м рачного и н сти ту та советской
в л а с т и о с т а в и л а н е и з г л а д и м ы й
след в судьбах сотен ты сяч ленинг-
р ад ц ев . С то л ь ж е х а р а к тер н ы м и
бы ли ф ольклорн ы е н аим енования
всего ком плекса этих сооруж ений.
К ром е ш и роко и звестн о го н а зв а -
н и я «Б ольш ой дом», в ф ольклоре
со х р ан и л и сь и д р у ги е п розви щ а:
«Л итейка», « Б елы й дом», «С еры й
дом», «С обор пляса на крови» или
«Д ом на Ш палерной» - по ассоци-
ации со старинной тю рьмой «Ш па-
леркой», и даж е «М алая Л убянка»
- по аналогии с печально знам ени-
той м осковской Л убянкой. « Б о ль-
ш ой дом » стал страш ны м си м во -
лом беззакон и я и террора, знаком
беды, нависш ей над городом.
В 1950-х годах, когда деятель-
ность Н К В Д бы ла п редана оглас-
ке, начали п оявляться первы е оцен-
ки, которы е народ ф о р м у л и р о вал
в анекдотах. П риезж ий вы ходит из
Ф и н л ян д ско го во кзал а и останав-
л и вает прохож его: «С каж и те, п о -
ж а л у й с т а , где зд е с ь Г о сстр ах ?»
П рохож и й указы вает н а п р о ти во -
п о л о ж н ы й берег Н евы : «Где Гос-
страх не знаю , а госуж ас - н ап ро-
тив». Н апом ним , что Госстрахом в
советское вр ем я н азы валась орга-
н и за ц и я , за н и м а в ш а я с я го су д ар -
ственны м страхованием населения
и им ущ ества от несчастны х случа-
ев. И второй анекдот. А рм ян ское
радио спросили: «Ч то такое ком о-
ч е к п ер ь ев , а п о д н и м у ж а с? » -
« Э т о в о р о б е й с и д и т н а к р ы ш е
Б ольш ого дома».
С о гл а с н о о д н о й и з л еген д ,
«Б ольш ой дом» под зем лей им еет
столько ж е этаж ей, сколько над ней.
В ф о л ькл о р е это леген дарн ое об-
стоятельство п р евр ати л о сь в р ас-
хож ий символ: «К акой сам ы й вы -
сокий дом в Л енинграде?» - «А д-
м инистративное здание на Л и тей -
ном . И з его п о д в ал о в в и д н а С и -
б и р ь » . « Ч т о вы ш е - О Г П У и л и
И саак и евски й собор?» - «К о н еч-
но ОГПУ. С И саакиевского собора
в и д ен К р о н ш тад т, а и з О Г П У -
С о л о в к и и С и б и р ь» . (В ск о б ках
напом ним , что О ГП У - это аббре-
в и а ту р а О бъ еди н ен н о го го су д ар -
ственного политического уп равле-
ния, в ф ункции которого в советс-
кие врем ена входила охрана госу-
дарственной безопасности, в наро-
де расш и ф р о вы вал ась: «О Госпо-
ди, П ом оги У беж ать» и наоборот:
« У б еж и ш ь - П о й м аю т, Г олову
О то р ву т» .)
Говорят, первоначально подва-
лы «Б ольш ого дома» бы ли разде-
лены на три отсека, в одном из к о -
торы х и производились расстрелы .
С е й ч а с он б у д то бы за м у р о в а н .
П равда, среди сотрудн и ков сам о-
го «Б ольш ого дома» ходят л еген -
ды о том , что в « Б о льш о м дом е»
будто бы велись только допросы , а
расстрелы якобы производились в
« К р е ст ах » н а п р о ти в о п о л о ж н о м
берегу Н евы . О п равдан и е, зн а к о -
м ое нам ещ е со врем ен В Ч К . П о -
м ните, чеки сты тож е для расстре-
л а во зи л и свои ж ертвы с Горохо-
во й в Ч есм ен ски й собор. В о звр а-
щ аясь к «Б ольш ом у дому», скажем,
ч то д е й с т в и т е л ь н о есть леген д а,
со гл асн о к о т о р о й м еж д у « Б о л ь -
ш им дом ом » и «К рестам и» сущ е-
ствовал подзем ны й ход.
С о х р ан и л и сь л еген ды и о са-
м их допросах. Б удто бы в каби не-
тах следователей стояли больш ие
книж ны е ш каф ы , которы е на самом
деле бы ли пусты м и внутри и слу-
ж и л и д л я и зощ рен н ы х пы ток над
заклю чен н ы м и .
М еж ду тем, по во сп о м и н ан и -
ям ленинградцев, во врем я блока-
ды в городе рассказы вали о том, что
даж е в то ж уткое врем я в секрет-
н ы х п о д в а л а х « Б о л ь ш о го дом а»
днем и ночью не прекращ алась р а-
бота сп ец и ал ьн о й эл ек тр и ч еск о й
м ельн и ц ы по п ерем алы ванию тел
зам ученны х и расстрелянны х у зн и -
ков сталинского реж им а. Ее ж ер -
н о в а п р е р ы в а л и свою стр аш н у ю
работу, только когда электричества
не хватало даж е для освещ ения ка-
б и н ето в С м о л ьн о го . Н о и тогда,
утверж дает легенда, не п рекращ а-
л о с ь и с п о л н е н и е р а с с т р е л ь н ы х
приговоров. Трупы казненны х про-
сто сбрасы вали в Неву. Д л я удоб-
ства энкаведеш ников бы ла п роло-
ж ен а сп ец и ал ьн ая сл и вн ая труба,
по к о то р о й к р о в ь за м у ч ен н ы х и
51
История Петербурга. №
6 (28)/2005
предыдущая страница 50 История Петербурга №28 (2005) читать онлайн следующая страница 52 История Петербурга №28 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст