Э р м и т а ж а и н а К о м е н д а н т с к о м
подъезде бы ли установлены им ен-
но такие лиф ты . В докум ентах упо-
м и н ается, что в ходе р аб от бы ли
у стан овлен ы две «подъем ны е м а-
ш и н ы , п р и в о д и м ы е в д в и ж е н и е
раб о чи м и » 71. С ам а п одъ ем н ая к а -
б и н а
р а з м е щ а л а с ь
н а
« в и н т е
подъем ной м аш ины ». Э ти работы,
да и все остальны е м еханические,
заказы вал и сь Д ворцовой ад м и н и -
стр ац и ей заво д у С ан -Г алли . Э ти
работы обош лись дворц овом у ве-
дом ству в 9000 рублей , п р и этом
завод предоставил на эти «подъем -
ны е м аш ины » гарантию в два года.
Н а р я д у
с
в м е с т и т е л ь н ы м и
« п о дъ ем н ы м и м аш и н ам и » с р у ч -
ны м приводом , и сп о л ьзо вали сь и
б о л е е к о м п а к т н ы е « п о д ъ е м н ы е
сту л ья» , к о то р ы е п р и в о д и л и сь в
действие уж е гидроприводом. Так,
в 1862 году специально бы л проло-
ж ен
о с о б ы й
в о д о п р о в о д
« д л я
подъем ного стула государя и м п е-
ратора». Э ти работы обош лись уж е
в 1400 рублей72. А налогичное уст-
р о й ство - « м аш и н н о -п о д ъ ем н ы й
стул» - бы ло устан овлен о в 1871
году у подъезда м инистра им пера-
то р ско го д в о р а73. П ри п о дъ ем е в
н и х тр е б о в ал ас ь и зв е ст н ая о сто -
рож ность, п оскольку «подъем ны й
стул» бы л не защ ищ ен от н ап рав-
ляю щ их, по которы м он подним ал-
ся. П о это м у м ож н о бы ло н аб л ю -
д а ть , к а к « л ю л ь к а » п о д н и м а л а
вверх своих пассаж иров. О дна из
восп и тан н и ц С м ольного и н сти ту -
та, всп о м и н ая свой в и зи т в З и м -
ний дворец, оставила описание та-
к о го
« в о з н е с е н и я » :
« В е л и к и е
кн яж н ы предупредительно посади-
ли ее74 в кресло им ператрицы , под-
^известное об известном
ним аю щ ееся посредством м аш ины
на самы й верх. Н аследник стал по-
зади нее. «Бабуш ка» казалась вос-
ходящ ею на небеса, а наследник был
как бы ее ангелом -хранителем . М ы
беж али по лестнице, и я старалась
идти наравне с «восходящ им и», -
нам так весело бы ло на них см от-
реть» . И н о гд а т а к а я « о тк р ы та я»
к о н стр у к ц и я стан о ви л ась п р и ч и -
н о й н е с ч а с т н ы х с л у ч а е в . Т ак, в
1880-х годах и м п ератри ц а М ари я
Ф е д о р о в н а т р а в м и р о в а л а ногу,
п осле того как она п о п ал а м еж ду
«лю лькой» и н еподвиж ны м и ко н -
стр у кц и ям и лиф та.
В
с е р е д и н е
1 8 8 0 -х
го д о в
«подъем ны е м аш ины » н а ручном
п р и в о д е н а ч а л и з а м е н я т ь с я н а
ли ф ты , оснащ енны е ги дравли чес-
ки м п ри вод ом . В есной 1886 года
такая м аш ина бы ла установлена на
лестнице его величества. В скупом
о п и са н и и к о н стр у к ц и и у к а зы в а -
лось, что «верхняя часть цилиндра
м аш ины укреплена на паре ж елез-
ны х рельс». В подъезде ее величе-
ства цили н др м аш ины бы л углуб-
лен в грунт и «перестановки его не
бы ло делано за последние 20 лет.
..
д л я более п р ави л ьн о го дв и ж ен и я
лю льки и переделан пол лю льки из
д ер ев ян н о го в м ета л л и ч ес к и й » 75.
В н у тр и п о д ъ ем н о й л ю л ьк и бы ла
у с т а н о в л е н а о т к и д н а я ск а м е й к а
красного дерева, на бронзовы х пет-
лях и кронш тейнах. Д вери подъем -
ной м аш ины бы ли изготовлены из
двух позолоченны х бронзовы х ре-
ш еток. И знутри лю лька подъемной
м аш ины бы ла затян у та чехлом из
небеленого холста. С наруж и рам а
л ю л ьк и бы ла п о к р ы та чехлом из
к л еен к и 76.
В 1904 го д у т я г у л и ф т о в н а
гидравлическом приводе в подъез-
дах им ператрицы и М алого Э рм и-
таж а п ы тал и сь у вел и чи ть за счет
устр о й ства доб авочн ой н ап орн ой
трубы к водяном у баку подъемной
м аш ины на подъезде ее величества.
Н о работы в связи с войной бы ли
отлож ены на 1905 год77. П осле Р ус-
ско-японской войны и револю ции
н ач ал о сь п о степ ен н о обн о вл ен и е
л и ф т о в о г о
х о з я й с т в а
З и м н е г о
дворца. В это врем я началось обо-
р у д о в а н и е д в о р ц а л и ф т а м и н а
эл ек тр и ч еско й тяге от а к к у м у л я -
то р н ы х б атар ей . В 1913 го ду по
п р о е к т у и н ж е н е р а А. Ш т и гл е р а
(т е х н и ч е с к а я к о н т о р а и н ж е н ер а
Р. Э. Э р и к с о н а ) н а С о в е т с к о м
подъезде Э рм итаж а бы л сооруж ен
л и ф т с эл ек тр о п о д ъ ем н о й м аш и -
н о й , у с т а н о в л е н н о й н а ч е р д а к е
дворца. Л и ф то вая ш ахта проходи-
ла через три этаж а, вы сота подъе-
ма составляла 16 м етров78.
К ром е разли ч н ы х систем ото-
п л ен и я, о св ещ ен и я, во д о сн а б ж е-
ния и канализации, начиная с 1833
го д а н а баш н е се в е р о -за п а д н о го
р и за л и т а д ей ство вал оп ти ч ески й
тел егр аф , о б есп еч и в авш и й св язь
м еж ду С анкт-П етербургом и В ар-
ш ав о й . В 1841 го д у и н ж е н е р о м
П. Л. Ш иллингом бы ла осущ еств-
лена телеграф н ая связь дворца со
зд ан и ем Г лавного ш таба. В 1882
году бы ла проведена тел еф о н и за-
ция дворцовы х пом ещ ений. Таким
образом, м ож но утверж дать, что в
и сто р и и тех н и ки З и м н и й дворец
стал своего рода эксп ер и м ен тал ь-
ны м «полигоном » для и сп ы тан и я
и внедрения различны х устройств
инж енерного оснащ ения.
1 Д ев я то в а С. Д л я к ако го декольте ш ею м ы ть? / / Р о д и н а. 2003. № 7. С. 101.
2 Э рм и таж . И сто р и я с тр о и тел ь ств а и ар х и тек ту р а зд ан и й / / С тр о и тельств о . 1989. С. 191.
3 Р о сси й ск и й го су д ар ств ен н ы й и сто р и ч еск и й архи в (Р Г И А ). Ф . 469. О п. 12. Ч . 1. С вед ен и я в зя ты и з оп и сан и я дел оп иси.
4 Т ам ж е. Ф . 472. О п. 66. Д . 588. Л . 55.
5 Т ам ж е. Ф . 479. О п. 1. Д . 355. Л . 1 -2 9 .
6 Т ам ж е. Ф . 469. О п. 9. Д . 340. Л . 33 об.
7 Там ж е. О п. 12. Ч . 1. С вед ен и я в зяты и з о п и сан и я д ел описи.
8 Там же.
9 Там ж е. О п. 11. С вед ен и я взяты и з о п и сан и я дел оп иси.
10 Там же.
11 Т ам ж е. Ф . 479. О п. 1. Д. 2093. Л . 4.
12 Там ж е. Л . 31.
13 Т ам ж е. Ф . 472. О п. 66. Д . 500. Л . 2.
14 Э рм и таж . И сто р и я с тр о и тел ь ств а и ар х и тек ту р а зд ан и й / / С тр о и тельств о . 1989. С. 142.
15 Там ж е. С. 125.
16 Там ж е. С. 149.
80
История Петербурга. №
6 (28)/2005
предыдущая страница 79 История Петербурга №28 (2005) читать онлайн следующая страница 81 История Петербурга №28 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст