е т е р б у р гс к а я с е м ь я
14
Сергей Федорович Либих
А ню та стала его последней лю бо-
вью. О н пом огал ухаж ивать за ней,
п о к у п ал ей ф рукты , п р и езж ал на
дачу в Комарово, где она ж ила л е-
том, и подолгу гулял с коляской, в
которой сидел полуторагодовалы й
ребенок с м орож ены м в руке. И все
ж е п р и всей лю бви к детям , п р и
том, что он их очень баловал, все-
гда говорил: «Н ет слова “не м огу”,
есть слово “не хочу”». Э то зап ом -
нили все дети и слуш ались его бес-
прекословно. Б ы л пунктуален (ск а-
зы валась нем ец кая к ровь), споко-
ен, говори л негром ко, н и когд а не
к р и ч ал (тем более н а детей ), н и -
ком у ничего не н авязы вал, просто
делал «как надо», и гл яд я на него,
окр у ж аю щ и е стар ал и сь д е р ж а ть -
ся соответственно. П родолж ая се-
м ейны е традиции, всегда п р аздн о -
вал Р ож дество (п ри чем л ю тер ан -
ское Р ож дество - 25 декабря, как
бы ло п р и н я то в сем ье его отц а),
со б и р ая в своей к о м н ате всю се-
мью. Н ар яж ал м аленькую елочку,
угощ ал ш ам п ан ски м , м ан д ар и н а-
ми, ш околадны м и конф етам и, для
каж дого чл ен а сем ьи го то ви л н е -
больш ой подарок. Э тот п р аздн и к
лю бил, пож алуй, больш е всех ос-
тальн ы х, ск еп ти ческ и отн о сясь к
празднованию Н ового года и даж е
своего дн я рож д ен и я (этот п р азд-
ник вообщ е не лю бил). О н умер в
м арте 1979 года, немного не дож ив
до своего 77-летия.
Его единственны й сын С ергей
пош ел по стопам отца, не наруш ив
сем ейную традицию , а возм ож но,
вписав одну из самых ярких и блес-
тящ их страниц в анналы своей семьи.
Уже в самом ф акте его рож де-
н и я п р о с м а т р и в а е т с я н е к о т о р а я
п р ед о п р ед ел ен н о сть . Р о д и в ш и с ь
вскоре п осле тр аги ч еско й см ерти
своей м аленькой сестры, он, конеч-
но ж е, бы л ж ел ан н ы м р еб ен ко м .
Р о д и т е л и д у ш и в н ем не ч а я л и ,
всячески баловали и потакали м а-
лейш им п ри хотям (возм ож но, это
яв и л о с ь п р и ч и н о й того, что, став
взрослы м , С ергей всегда бы л у ве-
рен в себе, в своих силах, возм ож -
н о стях , к ц ел и ш ел п р ям о и, как
следствие названны х качеств, ж и з-
ненны й путь его бы л успеш ен).
Р е б е н о к р о с н е о б ы к н о в е н н о
а к т и в н ы м , л ю б о зн а т е л ь н ы м , но
к ап р и зн ы м и своевольн ы м . М ать
влож и ла много врем ени и сил в его
воспитание - водила в театры , ус-
тр аи вал а д л я него детские п р азд -
н ики, отец м ного гу л я л с н и м по
городу, рассказы вая обо всем. Сам
м альчи к н ау ч и л ся чи тать дово л ь-
но рано и, обладая ф еном енальной
пам ятью , прекрасно зн ал и лю бил
историю , литературу, р и совал (не
так хорош о, как его старш ий брат
Б о р я, но со х р а н и в ш и ес я в сем ье
д етски е р и су н к и п о к азы в аю т я в -
ны е способности м аленького С ере-
ж и к рисованию ).
К огда ему бы ло 6 лет, в семье
п р о и зо ш л а тр агеди я, в о с п о м и н а-
н и е о к о т о р о й о с т а л о с ь н а всю
ж изнь: п ракти чески на глазах п о -
гиб старш ий брат (м альчики игра-
ли в спальне).
С е м ь я п р о д о л ж а л а ж и т ь в
кварти ре Б. Н. Х ольцова, и общ е-
ние с ним очень п овли яло на ста-
н о в л е н и е х а р а к т е р а С е р ге я . О н
многое перенял от своего деда: по-
р ази тел ь н у ю раб о то сп о со б н о сть,
ответственность перед семьей за ее
м а т е р и а л ь н ы й и н р а в с т в е н н ы й
уровень ж изни, пом ощ ь всем ч л е-
нам семьи.
Ч асть ш ко л ьн ы х л ет м альчи к
п р о вел в у сл о в и ях бл о кад ы - на
О раниенбаум ском пятачке. Ж и л и
очень трудно, голодали, отказы вая
себе во всем, отдавая сы ну п осле-
дн и й к у со к хлеб а (С ер гей Ф е д о -
рович даж е падал в обморок от го-
лода). С давали кровь, чтобы полу-
чить доп олн и тельн ы й паек. Т ам а-
ра Б орисовна начала работать кас-
т е л я н ш ей , за тем в м е д и ц и н с к о й
к ан ц ел яр и и . Н о в сем ье считали,
что м альчи к долж ен п олучать об-
разование, и первую самую тя ж е-
лую блокадную зим у мать заним а-
л ась с н и м до м а (б ы л а п р о й д ен а
програм м а второго и третьего клас-
сов). С 1942 по 1944 год он сам о-
стоятельно ходил в ш колу в дерев-
ни Д убки и Бронки, в которой ш ли
за н я ти я , х о тя в к л ассе бы ло 3 - 4
ученика. Тогда же, по м альчиш ес-
ком у лю бопы тству, С ереж а, к о л е-
ся по округе, заш ел в соседню ю де-
ревню , зан яту ю нем ц ам и . О н в и -
дел солдат, которы е брали воду из
колодца, слы ш ал нем ецкую речь и,
сообразив, что он ненароком п ере-
ш ел линию фронта, поспеш ил вер-
н уться домой.
Н о и в тех условиях семья со-
храняла свои традиции. Н а Н овы й
год и день рож дения сына всегда при-
глаш ались гости (в госпитале жило
4
гр аж д а н ск и е
сем ьи:
Л и б и х и ,
С к ви р ск и е, Ш ап и р о и Л е в и те с),
подавалось угощ ение (это мог быть
овсяный кисель), дарились подарки
(на десятилетие С ереж а получил в
подарок почтовы е марки).
П о сл е с н я т и я б л о к а д ы о тец
повез м альчика в Л енинград, и его
страш но поразил вид города: м рач-
ный, обш арпанны й, грязны й. К вар-
тира бы ла заставлена вещ ами, и им
приш лось ночевать у друзей. В ме-
сто дров п еч к у то п и л и к н и гам и ,
что такж е порази ло воображ ение.
В Таллине, куда семья перееха-
ла на два года, С ереж а заново от-
кры л для себя театр. О н пересм от-
рел все постановки в Русском теат-
ре - от В. Ш експира до Д .-Б. П ри-
стли. О н буквально «заболел» теат-
ром и, когда семья вернулась в Л е-
нинград, практически не пропускал
ни одной премьеры, убегая из ш ко-
лы в театр, и это, конечно, не замед-
лило сказаться на его успеваем ос-
ти. О н о с т а л с я н а в т о р о й год в
восьмом классе, но следую щ им ле-
том, сдав эк стер н о м эк зам ен ы за
девяты й класс, практически навер-
стал у п у щ ен н о е вр ем я. А ш ко л у
окончил с серебряной медалью.
Л ю б о вь к театр у в ы л и л а с ь в
увлечение лю бительским и дом аш -
ним и спектаклям и, которы е стави-
лись и игрались С ереж ей и его дру-
зь я м и . О н бы л и А р б ен и н ы м из
«М аскарада», и Н езнам овы м («Б ез
вины виноваты е»). С тавили такж е
«Ю би лей » А. П. Ч ехова, « Б ел ы й
уж ин» Э. Ростана.
Н есм отря на лю бовь к театру,
проблемы вы бора специальности у
И ст о р и я П ет ерб урга. № 1 (2 9 ) /2 0 0 6
предыдущая страница 13 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн следующая страница 15 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст