е т е р б у р гс к а я с е м ь я
Фотографы Карл Булла
и его сыновья.
Интервью М. Фоменок с В. Е. Эльбеком
16
Люди любят ворошить былое, вспоминать даже самые незначи-
тельные события своей жизни. Фотографии в этом отношении неза-
менимые помощники. Держишь в руках снимок, и словно, удается по-
держать прошлое в ладони. Не менее любопытно, глядя на чужие фо-
тографии, попытаться представить себе события, произошедшие с
другими людьми, ощутить чужое прошлое. 150 лет исполняется фо-
тографу Карлу Булле, который своими фотографиями дает возмож-
ность пережить то, что происходило в начале двадцатого столетия с
нашими, может быть, прабабушками или прадедушками. Портреты,
изображения групп людей, демонстрации, просто народ на улице, пред-
меты интерьера, дома и дворцы - все оживает на снимках мастера.
А его знаменитый на весь Петербург фотосалон работает до сих пор.
С владельцем фотосалона и музея исторической фотографии имени
Карла Карловича Буллы Валентином Евгеньевичем Эльбеком о знаме-
нитом фотографе беседует журналист Марина Фоменок.
- Какие качества позволили
К. Булле из простого подмастерья
стать мастером первой величины
в области фотографии?
- Т рудолю бие и вр о ж ден н ы й
талант. Н икаких других причин не
усматривается. П ростой удачей это
не назовеш ь, везением тоже. Также
трудно себе представить, чтобы у
простого подм астерья в ф отолабо-
ратории бы ли какие-то связи. П ри -
ехав в П етербург из Германии деся-
ти л етн и м м ал ьч и ко м , Б у л л а бы л
определен на служ бу в небольш ую
ф и рм у «Д ю нант», где п р о и зво д и -
ли ф отограф ические принадлеж но-
сти. С начала ему приходилось бе-
гать по различны м поручениям , и
лиш ь позж е его назначили лаборан-
том в мастерской, изготавливавш ей
с в е то ч у в с тв и т е л ь н ы е п л а с т и н к и
для ф отограф ий. П ри ф ирм е было
небольш ое ф отоателье, где вы п ол-
нялись частны е заказы. И менно там
Б улла и проводил все свое свобод-
ное время. О н п р о явл ял такой и н -
тер ес к ф о то гр а ф и и , что х о зя и н
ф ирм ы постепенно разреш ил п р и -
учать К ар л а к н о во й п р о ф есси и .
П аренек бы стро освоил прем удро-
сти светописного мастерства, и ему
р а з р е ш и л и р а б о т а т ь в ф о т о г р а -
ф ии. С н и м али в ф отосалоне в ос-
новном портреты . К арла Б уллу от-
л и чал о от други х ф о то гр аф о в то,
что он бы стро входил в кон такт с
п о р т р е т и р у е м ы м , у м ел р а з г о в о -
р и ть его. Ф о т о гр а ф и и бл аго д ар я
этом у п о л у ч ал и сь ж и вы м и , ес те-
ствен н ы м и и н еп р и н у ж д ен н ы м и ,
что п ри влекало клиентов.
Н е обош лось и без огромного
таланта. Это доказы вает даж е тот
факт, что в условиях ж есткой кон -
к у р е н ц и и (ф о т о с а л о н о в н а Н е -
вском п роспекте в то врем я бы ло
м н о ж е с т в о , о н и р а с п о л а г а л и с ь
практически в каж дом дом е) К арл
Б у л л а бы л одним из сам ы х п оп у-
л я р н ы х и во с тр еб о в а н н ы х ф о т о -
граф ов, а его работы бы ли творчес-
к и и н тересн ее, со д ер ж ател ьн ее и
печатались не только во всех сто-
личны х ж урналах, но и в зарубеж -
ны х изданиях.
Д о сих пор ф ам и ли я Б улла на
слуху у ж и телей П етербурга. Ф о -
тограф известен всем, кто хоть не-
м ного св язан с ф о то гр аф и ей и л и
за н и м ается и сто р и ей города. А в
н а ч а л е д в ад ц ато го с т о л е т и я эту
ф ам и ли ю зн ал п р ак ти ч ес к и к а ж -
ды й петербурж ец.
- А в наше время смог бы Карл
Карлович добиться таких же высот?
Т ру дн о с к а за ть , что см ог бы
К арл Б у лл а в наш е время. Ч ем -то
он, несомненно, отличался бы, р а-
бо тал бы более тв о р ч еск и . Я д у -
маю, что как тогда, так и сейчас в
искусстве невозм ож но чего-то до-
биться, не и м ея тал ан та и тр у д о -
лю бия, а эти кач ества у него, н е-
сомненно, были.
- Можно ли считать Карла Бул-
лу одним из родоначальников ре-
портажной фотографии в России?
- К арл Б у л л а дей стви тел ьн о
бы л один из первы х проф ессиона-
лов раннего репортаж а в П етербур-
ге. О н всегда стрем ился бы ть вез-
де, где что-то происходило, и ф о -
тогр аф и р о вал . Н есм о тр я даж е на
то, что техника бы ла ещ е далеко не
соверш енна. И м ен н о по сним кам
К. К. Б у л л ы ж и тел и к ак Р осси и ,
так и Е вропы узн авал и о собы ти-
ях, происходивш их в столице Р ос-
сийской им перии. Свою тягу к со-
бы тийной ф о то гр аф и и К арл К ар-
лович передал и своим сы новьям ,
которы е по праву считались блес-
тящ и м и ф отореп ортерам и .
- Значит, сыновья Карла Кар-
ловича продолжили дело отца?
- Д а, два сы на Б у л л ы , А л ек -
сандр и Виктор, пош ли по его сто-
пам . Е сл и сл о ж и ть все н егативы ,
сделанны е К арлом К арлови чем и
его сы н о в ь я м и , то их н а б е р е т с я
более сотни ты сяч. В общ ественной
ж и зн и Р оссии не бы ло практичес-
к и н и одного зам етн ого собы тия,
которы е не заф и кси р о вал а бы эта
трудолю би вая троица.
М о ж н о ск азать, что сы н о вья
К а р л а р о д и л и с ь ф о т о г р а ф а м и .
Ведь с самого раннего детства их
о к р у ж а л а ф о то гр а ф и я . С тар ш и й
сын А лександр п о лучи л ф о то гр а-
ф ическое образование в Германии.
П о возвращ ени и в Россию в 1909
году он стал п ом ощ н и ком отца и
сп ец и ал и зи р о в ал ся по п ав и л ьо н -
ной съемке. Уже в 1912 году в ж ур-
н але «С олн ц е Р оссии» п о яви л ась
его п ер в ая ф о то гр а ф и я - груп п а
д е я т е л е й и с к у с с т в а . А л е к с а н д р
бы л та л ан тл и в ы м п о р тр ети сто м ,
его р аб о ты п о я в л я л и с ь в том ж е
ж урн але наравне с п р о и звед ен и я-
м и м одны х тогда М. Ш ер л и н га и
М . Н а п п е л ь б а у м а . Н о м о л о д о й
ф отограф не ограничивался поста-
н о в о ч н ы м и к а д р а м и , за н и м а я с ь
такж е и ф оторепортаж ем . К огда в
1918 году стал вы ходить советский
И ст о р и я П ет ерб урга. № 1 (2 9 ) /2 0 0 6
предыдущая страница 15 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн следующая страница 17 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст