П
е
е т е р б у р гс к а я с е м ь я
18
вал и сь с н евер о ятн о й бы стротой,
и нуж но бы ло успевать повсюду. С
гром озд кой ки н о ап п ар ату р о й это
бы ло п р ак ти ч ески н евозм ож н о, а
ф о то ап п ар ат д авал больш ую сво-
боду действий.
Ф о то р еп о р таж и братьев Б у л -
ла ценились очень вы соко. Уже тог-
да их сч и тал и ф о то гр аф ам и -п р о -
ф ессионалам и. В 1928 году состо-
ял ась вы ставка « С о ветская ф о то -
г р а ф и я за 10 л ет» . А л ек са н д р и
В иктор Б у лл а представили на ней
30 ф о то р еп о р таж ей . И чи слом , и
р азн о о бр ази ем сю ж етов они п р е -
в з о ш л и о с т а л ь н ы х у ч а с т н и к о в .
Тогда ж ю ри вы ставк и п р и су д и л о
им п о ч етн ы й ди п лом , что сч и та-
лось очень вы сокой наградой.
- Вы рассказали о трех Буллах,
но ведь был еще и четвертый.
..
- С ы н В иктора - Ю рий тож е
был фотографом. Он работал фото-
к о р р есп о н д ен то м л ен и н гр ад ск о й
пионерской газеты «Л енинские и с-
кры». Н о в 1941 году он погиб на ле-
нинградском фронте. К сожалению,
на нем династия Б улла оборвалась.
- Существовала ли конкурен-
ции между Карлом Карловичем и
его сыновьями?
- Я думаю , что к о н ку р ен ц и я,
несомненно, имела место. Ведь Карл
Б у л л а долго не ж ел ал вы п у ск ать
сы н овей и з-п о д своей опеки, ему
навсегда хотелось остаться главой
«ф отограф ического дома». М ож ет
бы ть, им ен н о п оэтом у на м н оги х
снимках значилась просто ф ам илия
«Б улла» без указания инициалов.
- Карл Булла называл себя
старейшим «фотографом-иллюст-
ратором», а в рекламе его фото-
салона значилось, что он снимает
практически все.
- Д иапазон творчества Б уллы
д е й с т в и т е л ь н о бы л огр о м ен . О н
сн и м ал все: дво р ц ы и бо л ьн и ц ы ,
простонародье и князей, пож ары и
я р м ар к и , гу л я н ь я и б и б л и о тек и .
Среди его снимков есть даже ф ото-
граф ии Куприна в бане с друзьями.
Во-первых, это вы зы валось тем, что
тогда все бы ло ново. С ейчас у в и -
деть туш ение пож ара можно в каж -
дом телевизионном сюжете, на ф о-
тограф иях в лю бой газете. А в ц ар-
ской России выехать на съемку по-
ж ара или на съемку в морг - было
целой проблемой и целы м собы ти-
ем. Н а все н уж н о бы ло п о л у чать
разреш ение, но это вы зы вало безум-
н ы й интерес. В одном из архивов
с о х р а н и л с я д о к у м ен т - п р о сь б а
К арла Б уллы о разреш ении произ-
водить съемку вне ателье:
«Его превосходительству госпо-
дину С-Петербургскому градона-
чальнику от С-Петербургского ме-
щанина, фотографа Карла Булла
Прошение
Почтительно прошу ваше пре-
восходительство разрешить мне
выдачу свидетельства на право
производства всякого рода фото-
графических работ вне дома, как-
то: на улицах, квартирах и в мес-
тах ближайших окрестностей Пе-
тербурга. Карл Булла.
Жительство имею: Литейной
части 2 участка по Невскому про-
спекту, дом 110, кв. 16».
Э та бумага прош ла м нож ество
и н с т а н ц и й , п р е ж д е чем Б у л л е
29 м ар та 1886 года бы ло вы дан о
свидетельство о том, что он беспре-
пятственно м ож ет сним ать на ули -
цах, где он захочет, если это не бу-
дет создавать ником у неудобств.
В о-вторы х, думаю , что тр у д о -
лю бие и лю бозн ательн ость не да-
в а л и К а р л у К а р л о в и ч у с и д е т ь
дома. Н ап ри м ер, к столетию п ер -
вого м и н и стр а п у те й со о б щ ен и я
Р о с с и и К. К. Б у л л а п р о е х а л по
Н иколаевской ж елезной дороге от
П етербурга до М осквы , ф о то гр а-
ф и руя все вокзальны е пом ещ ения.
Н е к а ж д ы й бы в з я л с я за таку ю
кропотливую и тяж елую работу.
- Что обычно снимал Карл
Булла в своих репортажах?
- Ч его только не приходилось
тогда сн и м ать К ар л у К арлови чу:
спуск н а воду крей сер а «А врора»
и
церем онии, посвящ ен н ы е ю би-
лею А. В. С у в о р о в а, и с п ы т а н и я
гр у зо ви к а с бен зи н овы м дви гате-
лем и при бы ти е путеш ествую щ ей
и н о стр ан н о й четы . П равда, тем ы
репортаж ей не вы ходи ли тогда за
рам ки интересов бурж уазного ч и -
т а т е л я . Р е в о л ю ц и и К а р л Б у л л а
восп ри н ял лиш ь как см ену сю ж е-
тов, он бы л далек от п оли ти ки . В
тот п ери од он сним ал, н ап ри м ер,
сож ж ение царских гербов у А нич-
кова дворца и солдат П етроградс-
ко го га р н и зо н а , п ер е ш ед ш и х на
сторону восставш их. Заверш илась
ж е деятельн ость К. К. Б у л л ы как
ф оторепортера сним кам и похорон
к о р н и ло в ск и х казаков.
- Что заставило фотографа
покинуть Россию, где он достиг ог-
ромного успеха?
- Здесь все дело в той и стори -
ческой си туац и и , ко то р ая сл о ж и -
лась в Р осси и . К арлу Б у л л е п р и -
ш лось покинуть Россию и з-за пре-
следования со стороны властей. О н
вы нуж ден бы л уехать в Э стонию .
Б улла ум ер на острове Э зель (ны не
С аарем аа) в 1929 году.
- Известно ли, чем занимался
Карл Булла в Эстонии?
- Д олгое врем я о судьбе К арла
Б у л л ы не бы ло и звестн о ничего.
С е м ь я ф о т о г р а ф а и м е л а л и ш ь
см утное п редставлен и е о его м ес-
то п р еб ы в ан и и . С ы н о в ья и зр е д к а
получали от отца письма, и звещ ав-
ш ие, что он ещ е ж ив. Л иш ь в конце
1990-х годов стало известно, что в
Э стонии 60-летний Б улла не толь-
ко р аб о тал , но о р га н и зо в а л со б -
ствен н у ю ф о то с ту д и ю . Н а х о д и -
лась она в здании бы вш ей началь-
ной ш колы и библиотеки.
- Почему незаслуженно было
забыто имя К. К. Буллы и его сы-
новей?
- О бъяснение очень простое -
забвению эта семья бы ла предана в
период сталинских репрессий. Д л я
спецорганов К арл Б улла бы л «под-
ходящ ей» ф игурой. По происхож -
дению он бы л немец, с н езвучной
н ер у сск о й ф ам и л и ей , н и к о гд а не
ск р ы в авш и й своего п р о и сх о ж д е-
ния, к том у ж е о ф и ц и альн ы й ф о -
то гр аф ц а р с к о й сем ьи . Е го сы н,
В иктор К арлович Б улла, бы л аре-
стован 15 ию ля 1938 года, что н а-
лож ило запрет на упом инание ф а-
м и ли и Б улла, где бы то ни бы ло.
Н о сним ки их печатались как ано-
ним ны е или под другим и ф ам и л и -
ям и. Только в период перестройки
верн ули сь к творчеству дин асти и
Б улла, как и к творчеству м ногих
других забы ты х лю дей.
- За что был арестован Виктор?
- А рестован он бы л по доносу
одного из сотрудников ф о то сал о -
на Б уллы . Д оп раш и вали В иктора
всего два раза. П осле первого н и -
к а к и х о б в и н ен и й п р е д ъ я в и т ь не
удалось, а на втором допросе он был
вы нуж ден «созн аться» в ш п и о н с-
кой деятельности. В 1938 году род-
ственником арестованного сообщ и-
ли, что В иктор Б у лл а - «В раг н а-
рода. Сослан в Д В К . Д есять лет без
п рава переписки». П равда, в 1958
году он бы л посм ертно реаби ли ти -
р о в а н . В о ф и ц и а л ь н ы х б у м а га х
б ы л о с к а за н о , ч то В и к то р у м ер
19 апреля 1944 года от рака ж елуд-
И ст о р и я П ет ерб урга. № 1 (2 9 ) /2 0 0 6
предыдущая страница 17 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн следующая страница 19 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст