е т е р б у р гс к а я с е м ь я
ка. Н о сущ ествует докум ент с гри -
ф ом « С оверш ен н о секретно», где
говори тся о том, что В иктор К ар-
лович Б у лл а бы л расстрелян.
- Что подтолкнуло вас к идее
возрождения имени К. К. Буллы, к
финансовым вложениям в создание
музея в условиях неокупаемости?
- Идею приобрести фотосалон,
им ен н о здесь, н а Н евском , в 90-е
годы предлож ил мне мой сын А лек-
сей. Правда, когда я увидел, в каком
состоянии находилось помещение, я
немного растерялся. Ф отосалон бо-
лее походил на курятник, содержав-
ш ийся в жутком состоянии, с теку-
щ им и кры ш ам и, обваливаю щ им и-
ся лестницам и. Д ы ш ать в пом ещ е-
ниях, где проявлялись и печатались
фотографии, было невозможно. Все
было в таком запустении, что труд-
но было даже представить, что ког-
да-то здесь можно будет сделать хо-
р о ш и й ф о тосалон , создать м у зей
имени Карла Буллы.
Л е т п ять -ш есть м ы п р о су щ е-
ствовали, п очти ничего не м еняя.
Н о в те годы мы бы ли прибы льны м
предприятием . М ы одним и из п ер-
вы х н ачали печатать цветны е ф о -
т о г р а ф и и с п о м о щ ью я п о н с к о го
принтера, а другие ф отограф ичес-
кие работы вы полн яли лучш е м но-
гих в городе. К том у ж е вы годное
м естополож ение салона делало его
посещ аемы м и популярны м .
Л и ш ь к к он ц у 1990-х годов у
нас начало склады ваться представ-
л ен и е о тех лю дях, которы е раб о-
та л и в этом ф о то с ал о н е ран ьш е.
Н ам удалось кое-что почерпнуть из
л и тературы , посм отреть сняты е к
том у времени ф ильм ы о ж и зн и се-
м ьи К ар л а Б у лл ы . Т огда и р о д и -
л о сь убеж дение, что р еставр ац и я
салона, создание знакового, п ам ят-
ного м еста в центре С ан кт-П етер-
бурга необходимы . П остепенно мы
н а ч а л и п р и о б р е т а т ь п о д л и н н ы е
ф о т о г р а ф и и К а р л а Б у л л ы и его
сы новей. К сож алению , в силу сво-
ей н ео свед о м л ен н о сти о м асш та-
б ах ц е н н о с т и ф о т о г р а ф и ч е с к и х
р аб о т д и н а с т и и о д н и х из сам ы х
б л и с та тел ь н ы х ф о то гр а ф о в Р о с -
сии, м ы у п у сти л и м ом ент, и л у ч -
ш ее врем я для их поиска и приоб-
р етен и я бы ло нам и упущ ено. Уже
после того, как началась п оп уляри -
зац и я им ени Б уллы , появи лся и н -
терес и со сторон ы д р у ги х ф о то -
граф ов, други х м астеров, к о л л е к -
ционеров. Ф о то гр аф и и резко во з-
росли в стоимости, а м ногие бы ли
вы везены за границу. Ведь изобра-
ж ались на них лю ди, вели ки е для
Р о с с и и : Ф е д о р Ш а л я п и н , И л ь я
Репин, Л ев Толстой, А нна П авло-
ва, практически все царские м и н и -
стры, вся Государственная дума.
Сейчас мы занимаемся не толь-
ко музеем ф отограф ии К арла Б у л -
лы. Н едавно мы зарегистрировались
как «Ф он д исторической ф отогра-
ф и и им ени К арла Б уллы » и зан и -
м аемся сбором ф отограф ий других
мастеров дореволю ционной России,
снимавш их не только в Петербурге,
но и в других городах. М ы уже при-
обрели огромное количество таких
ф отографий из сотни городов наш ей
страны. И надеемся на дальнейш ее
продолж ение этой работы.
- Как фотографы Петербурга
и просто горожане восприняли от-
крытие музея фотографии имени
К. Буллы?
- Д о самого откры тия никто не
в е р и л , ч то м у зе й б у д ет о тк р ы т.
Всем казалось, что на Н евском про-
спекте, на таком месте гораздо вы -
годн ее п о стр о и ть р есторан , к аф е
и л и другое публичное место с ц е-
лью и звлечения м атериальной вы -
годы, неж ели строить ф отосалон и
музей. Когда ж е в ян варе 2004 года
состоялось торж ествен н ое откр ы -
тие, м ы даж е не ож идали, что это
в ы з о в е т т а к о й б у р н ы й и н те р ес .
Н ам и бы ло разослано 125 при гла-
ш ений, каково ж е бы ло наш е уди в-
ление, когда к нам при ш ло более
450 человек. К сож алению , м ы не
успели заверш ить реконструкцию
к празднованию 300-лети я П етер-
бурга, что бы ло бы очень сим волич-
но, ведь К арл Б у л л а в свое врем я
п ом огал подготовке П етербурга к
2 0 0 -л е ти ю и бы л о ф и ц и а л ь н ы м
ф отограф ом торж еств.
Б лагодаря
его сним кам м ы мож ем видеть, к а-
ким бы л наш город сто лет назад.
- Была ли вам оказана поддер-
жка со стороны административных
структур и комитета по культуре?
- Я такой человек, что по сво-
ей натуре не привы к обращ аться за
пом ощ ью , п ото м у что я знаю р е-
з у л ь т а т
п о д о б н ы х
о б р а щ е н и й .
Е динственное обращ ение, которое
м ы сд ел ал и к ад м и н и стр ац и и го -
рода - это просьба помочь нам вос-
создать на кры ш е здания, п ри н ад-
леж ащ его не нам, а городу, стеклян -
н ы й п лаф он , ко то р ы й бы л в м ас-
те р с к о й К а р л а Б у л л ы . К он ечн о,
бы л п о л у ч е н аб со л ю тн ы й отказ.
О б ъ ясн ял о сь это недостатком де-
неж ны х средств. Так что даж е к р ы -
ш у м ы в о зв о д и л и сам и . П р авд а,
н е у в я зк а п о л у ч и л ась с Г И О П ом ,
но н ад ею сь, ч то все р а зр е ш и т с я
м ирны м путем и ником у не придет
в голову разруш ать уж е созданное
таким непосильны м трудом.
- До сих пор многие считают
фотографию не искусством, а лишь
способом отражения реальности.
А как вы думаете, являются ли фо-
тографии К. Буллы произведени-
ями искусства?
- Н а каком -то раннем этапе по-
я в л е н и я ф о то гр аф и и м нение, что
ф о то гр а ф и я - л и ш ь средство о т-
р аж ен и я р еал ьн о сти , у ко го -то и
было. Ведь наконец-то лю дям уда-
лось получать и ф иксировать изоб-
р а ж е н и е вс его о к р у ж а ю щ е го . В
конце X IX века к р и ти к В. С тасов
писал: «М ир искусства далек и н е-
д о с ти ж и м д л я ф о то гр а ф и и , и до
него она не долж на простирать сво-
и х п р и т я за н и й » . Н о ч у ть позж е,
р а з гл я д е в д о с то и н с тв а ф о т о г р а -
ф ии, он и зм енил свое мнение.
Уже на примере работ знамени-
ты х ф отограф ов царской России -
Н икитина, Л евицкого и других, на
прим ере работ К арла Б уллы и его
сыновей видно, что ф отография ста-
ла настоящ им художественным про-
изведением. С таким трудом создан-
ные несоверш енной техникой фото-
граф и и не только передаю т обста-
новку России того времени, но и на-
полнены богатым внутренним содер-
жанием. Н евероятны м каж ется, что
для съемки Л ьва Толстого в Я сной
П о л я н е К ар л у Б у л л е п р и ш л о сь
п ривезти с собой две подводы ф о-
то граф и ческого и осветительного
оборудования, а сама съемка д л и -
лась две недели. Сейчас фотографы
могут сделать все гораздо быстрее и
легче. Н о далеко не все смогут снять
так, как это делал Булла, с таким чув-
ством и с таким настроением.
- Какое значение, по вашему
мнению, династия Булла имела для
Петербурга да и для всей России?
- Есть такая теория, что истори-
ческая память - это основа культуры.
Ф отографии же - свидетельства па-
мяти. Д ля нашего города, наш ей стра-
ны основой культуры можно назвать
ф отограф ии династии Булла. В ре-
м я уже давно уш ло, а изображ ения
остались, чтобы ож ивлять перед на-
ш ими глазами прошлое.
..
19
И ст о р и я П ет ерб урга. № 1 (2 9 ) /2 0 0 6
предыдущая страница 18 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн следующая страница 20 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст