С
тр о и те л ьств о и а р х и те к ту р а
Спас на Крови,
послание на стенах
В.
А. Курляндский,
В. Ф. Пятинин
смотрим повним ательнее на
зд ан и е храм а В о скр есен и я Х р и с-
това (С паса на К рови).
Ч то обы чно говорят экскурсо-
воды или что м ы мож ем прочитать
в ту р и с ти ч е ск и х п у те в о д и т ел ях ?
Х рам В оскресения Х ристова, в н а-
роде - С пас на К рови, построен в
1907 году. С т р о и л с я 24 го д а - с
1889 по 1907 год - на месте см ер-
тельного ранения А лександра II по
проекту академ ика А. А. П арланда
и ар х и м ан д р и та Т рои ц е-С ерги ев-
ской п у сты н и И гн ати я.
.. И далее
экскурсоводы и справочники сооб-
щ аю т н еч то вроде: « Е щ е и зд ал и
собор привлекает вним ание своим
зам ечател ьн ы м декором - р азн о -
образны м и наличникам и и кокош -
никам и, в которы е заклю чены м о-
заичны е вставки и иконы , с п о яс-
к а м и , и з р а з ц а м и , р а з н о ц в е т н о й
чер еп и ц ей , п о зо л о чен н ы м и и п о -
к р ы ты м и я р к о й ю вел и р н о й эм а -
лью .
..». Н ево л ьн о в о зн и к ае т в о п -
рос: неуж ели внеш няя красота - это
все, ради чего создавался этот ар -
хи тектурн ы й п ам ятн и к? И ум ест-
ны ли здесь, на этом скорбном м ес-
те, все эти украш ения?
Н о есть то, о чем не говорит ни
один экскурсовод и о чем мы не про-
чи таем ни в одном п утеводителе.
З н ам ен и ты й к р и ти к В. В. С тасов
отмечал, что в орнаменте древних не
было ни одной праздной черты. Что
значит праздной? Видимо, он имел
в виду, что о р н ам ен т со зд а в ал с я
ради заклю ченного в изображ ении
глубокого смысла, жизненно важ но-
го для автора и для зрителей, а не
для того, чтобы быть «простым ук-
раш ением». И меет ли такой смысл
декор на стенах храма Воскресения
Х ри стова? В едь храм создан не в
древности, а в начале ХХ века, и его
архитектурны й стиль - эклектика.
Б ы ли даже мнения, что он не имеет
худож ественной ценности.
О бъем этой статьи не п озво л я-
ет дать расш иф ровку сим воличес-
к о го зн а ч е н и я к а ж д о й д е т а л и и
структуры всего сооруж ения в ц е-
лом . М ы р аск р о ем см ы сл то л ько
некоторы х элем ентов декора.
В от декоративное обрам ление
и к о н ы . О н о сп л о ш ь со с то и т из
круж ков, в которы х располож ены
рельеф н ы е и зо б р аж ен и я сти л и зо -
ван н ы х 6-лепестковы х цветов. Н а
наличниках и кокош никах окон мы
ви д и м т а к и е ж е ц веты , то л ь к о с
больш им количеством лепестков. В
ц ен т р е к о к о ш н и к о в и зо б р аж ен ы
р ав н о сто р о н н и е к р есты в к р у г е .
Это древнейш ие символы, которые
встречаю тся, на удивление, повсе-
м естно - на пам ятниках культуры
древнейш их ц и ви л и зац и й как В о-
стока, так и Запада. Распускаю щ ий-
ся цветок сим волизирует развитие,
становление, возникновение М ира,
В селенной - из центра (точки, не
и м ею щ ей р а зм е р о в ). Э то т ц ен тр
(точка) сим волизирует П ервопри-
чину, В ы сш ий П ринцип, Абсолют,
от которого все зависит и без чего
нет сущ ествования.
К руг, в к о то р о м р а с п о л о ж е н
цветок, - это врем енны й мир, н а-
х о д ящ и й ся в стан овлен и и , в к р у -
говом движ ении вокруг центра.
25
И ст о р и я П ет ерб урга. № 1 (2 9 ) /2 0 0 6
предыдущая страница 24 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн следующая страница 26 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст