С
тр о и те л ьств о и а р х и те к ту р а
26
С ердцевина цветка - это заро-
дыш , семя, из которого возн и кает
М ир, Вселенная. И такое ж е зн аче-
ние и м еет и зображ ен и е колеса со
спицам и - с неподвиж ной осью и
вращ аю щ и м ся ободом . Р авн о сто -
ронний крест в круге им еет то ж е
са м о е з н а ч е н и е -
р а с ш и р е н и е
М ира, В селенной из центра по че-
ты рем направлениям: север, юг, во-
сток, запад («на все четы ре сторо-
ны »). К ак это ни удивительно, та-
кое п ред ставлен и е о стан овлен и и
М ира из точки соответствует и со-
временны м научны м воззрениям -
теория «Больш ого взры ва» и «рас-
ш и р яю щ ей ся В селенной». Есть и
другое значение изображ ения цвет-
ка, где он с и м в о л и зи р у е т « Ч аш у
небесных вод», располож енную над
н еб осводом , и из к о то р о й в наш
м ир и зли вается «ж ивая» вода, об-
ладаю щ ая ж и зн етво р н о й силой и
во скр еш аю щ и м дей стви ем , н е с у -
щ ая ж изнь и благодать. То есть цве-
ток м ож ет си м во л и зи р о вать либо
становление М ира, либо - «Ч аш у
небесных вод». «Н ебесны е воды» -
это духовная, нем атериальная суб-
станция. П оп адая в наш м ир, она
« м ате р и ал и зу е тся » - стан о ви тся
б л а го д а т н ы м
д о ж д ем .
Р о ж д а я
ж изнь, эта субстанция теряет свою
ж и в и тел ь н у ю си л у (в с к а зк а х -
«ж ивая» и «м ертвая» вода), после
чего н еобходим а н о вая «зарядка»
энергией, для чего она снова п од-
ним ается в небо. О бразуется «кру-
го в о р о т » ж и в о й в о д ы (п о д о б н о
вдоху - вы доху) - от неба к земле
и от зем ли к небу. Э тот круговорот
часто и зображ ается завиткам и ор-
нам ента в ф орм е латинской буквы
«^». П отоки, ви х р и небесны х вод
на изображ ениях словно прораста-
ют растениям и с цветам и и листь-
ям и , си м в о л и зи р у я ее ж и в о тв о р -
ную силу. И зо б р аж ен и я к р у го в о -
р о та н еб ес н ы х вод, я в л я ю щ и е с я
элем ентам и архитектуры и декора-
тивны х росписей, встречаю тся п о-
всеместно на протяж ении всей че-
л о в е ч е с к о й и с т о р и и . Н а х р ам е
В оскресения Х ристова таки х сво-
его рода образны х «посланий» нам
от д р е в н и х вр ем ен очен ь м н ого.
Н априм ер, повсю ду под аркам и и
к а р н и за м и во м н о ги х м ест ах на
стенах храма есть зигзагообразны й
орнам ент, и п од ним , вд о л ь всей
длины карниза, - вы ступы , направ-
ленны е вниз, сим волизирую щ ие и
означаю щ ие к ап л и воды , сви саю -
щ и е с н еб есн о го свода, п о до б н о
конденсату на потолке. Вход в храм
представляет собой кры льцо с н а-
весом, опираю щ им ся на столбы -
баляси н ы . Б ал яс и н а о зн ачает бо-
ж е с т в е н н о е о р у ж и е - гро м о ву ю
дубину, перун (м олнию ). Н а крес-
тьян ски х деревян н ы х избах п одо-
бия перуна - «громовники» стави-
лись на конек кры ш и д л я защ иты
от м олнии (по п ринципу м агичес-
кого действия подобного на подоб-
ное). Таким образом, вход в храм -
крыльцо, а вместе с ним и весь храм
И ст о р и я П ет ерб урга. № 1 (2 9 ) /2 0 0 6
предыдущая страница 25 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн следующая страница 27 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст