С
тр о и те л ьств о и а р х и те к ту р а
сим волически защ ищ ены от удара
м о лн и й и вообщ е от катастр о ф и
враж д еб н ы х действий.
О брати м вн и м ан и е на ограду,
о к р у ж аю щ у ю х р ам . Ее о б р азн о е
реш ение каж ется странны м и п р и -
чуд ли вы м . М ощ ны е зави тк и р ас-
тительного орнамента, располож ен-
н ы е м еж д у с т о л б о в - оп о р , к ак
б у д то с т р е м я т с я в ы р в а т ь с я из
оков. Д и н ам и ка их ф орм ы п р о ти -
воречит назначению , статике огра-
ды. Н о если вн и кн у ть в см ы сл ее
образного реш ения, то станет ясно,
что это - изображ ение вихря, кру-
говорота небесны х вод. Это вихрь
ж и в о й воды , к ак ап о ф ео з ж и зн е -
утверж даю щ ей силы, несет с собой
рож ден и е ж изни, к оторая р асц ве-
тает ги ган тски м и ц ветам и и л и с -
ть ям и в образном реш ен и и о р н а-
м ента ограды храма.
З д а н и е х р ам а я в л я е т с я б у к -
в а л ьн о « за п о в ед н и к о м » д р е в н и х
с и м в о л о в . С о з д а т е л и х р ам а к ак
будто хотели собрать ж и в о тво р я-
щ ую си лу всех си м волов во всем
м ногообразии, м ногогранности их
смыслов, чтобы «заклясть» смерть,
проти вопостави ть ей - торж ество
Вечной жизни. О тсю да такая дроб-
н ость, тако е к о л и ч ество деталей,
орнамента, такая слож ность струк-
туры всего сооруж ения. В згляд зри -
теля, не вникаю щ его в глубинны й
смысл архитектурного замысла, за-
путы вается в деталях и не в состоя-
нии охватить и понять все в целом.
С верхзадача всего сооруж ения
храм а В оскресен и я Х ри стова в ы -
явл яется после того, как мы начи -
н аем п о н и м а т ь о б р а зн ы й см ы сл
отдельны х деталей, которы е, скла-
ды ваясь в одно целое, даю т п о н и -
м ание всей идеи. Весь храм во всем
его убранстве - это сим вол воскре-
сен и я, победы вечн о й ж и зн и над
см ертью . Х ристос В оскрес - « ве-
селие вечное».
Э та радость В оскресения во п -
л о щ а е т с я в м н о го к р а с о ч н о с т и ,
оби ли и н арядн ы х, о п ти м и сти чес-
ки х орнам ентов и украш ений хра-
м а В оскресен и я Х ри стова (С п аса
н а К рови).
С им волы на стенах храм а В ос-
к р есен и я Х ристова, построенного
в н ачале Х Х века в С ан кт-П етер -
бурге, им ею т прям ую связь с сим -
волам и, и м евш и м и м есто в ц и в и -
л и зац и ях м ноготы сячелетней дав-
ности - древнего Е гипта, древней
И н ди и и других, с глубоким и кор-
ням и, уходящ им и во тьму доисто-
рического врем ени.
Возникает множество вопросов:
- к ак эти си м во л ы дош ли до
Х Х века?
- каки м образом сохранилось
знание их см ы сла?
- как п ередавалось все это от
п околен и я к поколению ?
- как создатели храм а п олучи-
ли это знание?
С оверш ая прогулки по наш ему
городу или торопясь на работу, мы
еж ед н ев н о и п о ч ти п о в с ем ес тн о
м ож ем видеть эти древние сим во-
л ы н а сам ы х о б ы д е н н ы х вещ ах:
дверн ы х ручках, ф он арях, реш ет-
ках, перилах и т. д.
Н евероятно, удивительно, п о -
трясаю щ е! - в сам ы х обы денны х
вещ ах, в ар хи тектурн ы х сооруж е-
н и ях видны следы каки х-то древ-
н их культур, несущ их в себе нам,
ж ивущ им сегодня, в X X I веке, за-
к о д и р о в а н н у ю
с и м в о л и ч е с к у ю
и н ф о р м ац и ю .
27
И ст о р и я П ет ерб урга. № 1 (2 9 ) /2 0 0 6
предыдущая страница 26 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн следующая страница 28 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст