Г
р
о р о д д а л е к и й и б л и зки й
года. П исатель чи тал свои расска-
зы «Д р у г» , « Л ю б о вь» , « Р у с с к и й
м альчик», «Д евуш ка на флоте».
П риезд и пребы вание в М оло-
тове именитых писателей, несомнен-
но, изм енили литературную ж изнь
края, значительно повлияв на куль-
турны й ландш аф т в целом. С осени
1941 года в П рикамье проводились
тем ати ч ески е вечера, п ри зван н ы е
п о п у л я р и зи р о в а т ь п р о и зв е д е н и я
русской классической и советской
литературы . П ричем орган и зац и я
литературны х вечеров стим улиро-
вала появление новых литературных
произведений, с которыми выступа-
ли сами авторы . Так, для програм -
м ы
« Д р у ж б а
и
то в ар и щ ес тв о »
М. Л. Слоним ский написал рассказ
«Н еизвестны й друг»5.
26
ф евр ал я 1942 года в газете
« З везд а» под заголовком « С о зд а-
дим книги, зовущ ие к борьбе» по-
явилось коллективное письмо, под-
писанное группой писателей, среди
кото р ы х лен и н град ц ы А. А. д ’Ак-
тиль, М. Э. Козаков, В. А. Каверин,
Ю . Н. Тынянов, М. Л. Слонимский,
С.
Е. Р о зе н ф е л ь д . О н и п и сал и :
«Н аш е оруж ие - перо. Н о в лю бой
час, если понадобится, мы готовы
сменить его на боевое оруж ие и сра-
ж аться вместе с передовыми частя-
ми на фронте, истреблять врага без
пощ ады». Н е обош лось, конечно, и
без с л а в о с л о в и я в ад р ес м у др ы х
полководцев и «величайш его чело-
века наш ей эпохи - С талина». О д-
н ако сущ ествовали определенны е
сл о ж н о сти во взаи м о о тн о ш ен и ях
«инж енеров человеческих душ » и
общ ественности. В апреле 1943 года
вы ш ло постановление Ц К В К П (б)
о работе М олотовского книж ного
издательства, которое, по м нению
Ц К , ли ш ь «р азбазар и вал о бум агу
н а в ы п у с к б е с с о д е р ж а т е л ь н ы х
к н и г » 6. Т ак о й р е з к о й к р и т и к е в
числе других подверглись повести
С.
Е.
Р о з е н ф е л ь д а «Г ун н ы » и
М. Л. С лоним ского «П редседатель
горсовета». С лоним ский, в частно-
сти, о б в и н я л с я в п л о х о м зн ан и и
уральского к р ая и в создании н е-
л еп ы х и н ад у м ан н ы х образов со-
ветски х лю дей. Р у ко во д и тели и з-
дательства бы ли сняты с работы, а
у «провинивш ихся» авторов на н е-
которое врем я возн и кли проблемы
с п у бли кац и ей произведений.
Своего рода ответом на к р и ти -
к у м о ж н о сч и т а т ь п р о в е д е н и е в
ию не 1943 года в М олотове м еж об-
ластной научно-практической кон -
ф еренции, посвящ енной теме « Н а-
стоящ ее и прош лое У рала в худо-
ж ествен н о й л и тер ату р е» , в к о то -
рой п р и н и м ал и участие учены е и
п и сатели , п ред ставл явш и е М оло-
тов, С вердловск, Ч елябинск, М ос-
кву, Л енинград и Киев. К онф ерен-
ц и я
о тм е т и л а , ч то
« с т а р и н н а я
гордая слава Урала воскресла в про-
изведениях уральского сказочника
П. Баж ова, сказках И. Карнауховой,
рассказах и очерках М. Ш агинян,
А. К арнауховой, М. С лоним ского,
Ф . Гладкова и др.»7. З а врем я пре-
бы вания на перм ской земле ленин-
градцы создали целы й ряд зам еча-
тел ьн ы х п р о и зведен и й . Здесь п о -
яви ли сь главы второй книги ром а-
на В. А. К аверина «Д ва капитана»,
б ы л н ап и с а н п о с л е д н и й р ас ск аз
Ю .
Н .
Т ы н я н о в а
« Г р а ж д ан и н
О чер». И м ен н о в М о л о то ве у в и -
д е л а с в е т з н а м е н и т а я п о в е с т ь
« С п у т н и к и » у р о ж е н к и Р о сто в а-
на-Дону, ставш ей после войны л е-
нинградкой, В. Ф . П ановой.
Л е н и н г р а д с к и х с л у ж и т е л е й
Т е р п с и х о р ы М о л о т о в п о н а ч а л у
встрети л не слиш ком приветливо:
в августе 1941 года город букваль-
но зады хался от еж едневно п рибы -
вавш и х эш елон ов с эв а к у и р о в ан -
н ы м и л ю д ь м и , п р о м ы ш л е н н ы м
оборудованием , и горож ан е бы ли
озабочены , в первую очередь, р е-
ш ен и ем чи сто бы товы х п роблем .
П рию тила артистов все та ж е «се-
м иэтаж ка» - обитель муз. П ервы -
м и сп ектакл ям и , сы гран н ы м и л е-
нинградцам и 13 и 14 сентября, ста-
ли опера «И ван С усанин» и балет
«Л ебединое озеро». Н ародны й ар -
тист С С С Р К. М. Сергеев вспом и-
н ал впоследствии: «.
..мы тан ц ева-
ли с Н. Д удинской. П оначалу спек-
такль приним али сдерж анно.
.. З р и -
тель о казался плохо подготовлен-
ны м к восприятию балетного зр е-
лищ а. Н ам его приш лось завоевы -
вать, и у сп ехов н а этом тру д н о м
пути мы добились не сразу»8.
П р еб ы в а н и е п р о сл а в л ен н о го
театра в П рикам ье - яр к ая страни-
ца в его истории. В эвакуац и и те-
атром бы ло создано 14 новы х кон -
цертны х програм м, осущ ествлены
п р е м ь е р н ы е п о с т а н о в к и о п ер ы
«Е м ельян П угачев» и балета «Гая-
нэ», дано более ты сячи спектаклей.
Б ы л возобновлен один из лучш их
балетов р у сск о й к л а сс и к и « С п я -
щ ая красавица». В самы е тяж елы е
дни осени и зим ы 1942 года трудо-
вом у коллекти ву театра приш лось
н а свои х п л еч ах п ер ен ести более
трех ты сяч кубом етров дров, более
ста тонн картоф еля для нуж д теат-
ра и города9.
В м есте с театр о м в М о л о то в
приехали учащ иеся 8 -1 0 -х классов
Л енинградского хореограф ическо-
го училищ а, а в октябре 1941 года
к ним присоединились и м ладш ие
классы . С начала училищ е распола-
галось в четы рех небольш их домах
в поселке П олазна в 45 км от М о-
лотова10. Учеба п роходила в м ест-
н о й с е л ь с к о й ш к о л е во в т о р у ю
смену; специально оборудованны е
п о м е щ е н и я д л я п р о ф е с с и о н а л ь -
ны х зан яти й отсутствовали. Р егу-
лярного сообщ ения м еж ду област-
ны м центром и П олазной не сущ е-
ствовало, а потом у сры вались п о -
ст ав к и п р о д у к то в , за н я т и я , ведь
м н оги е педагоги бы ли ведущ и м и
артистам и театра, и вы езд на урок
без уверен н ости в своеврем енном
во зв р ащ ен и и не всегда п р ед став-
л я л с я в о зм о ж н ы м . В 1942 го д у
м ладш ие классы перевели в Н и ж -
нюю Курью, дачное место на бере-
гу Камы, где сам воздух соснового
леса благотворно в л и ял на ослаб-
л ен н о е зд о р о вье детей, а старш е-
к лассн и ки зан и м али сь в М олото-
ве в дом е на улице Л уначарского,
где, как счи тается, когда-то о ста-
навливался А. П. Чехов. 1 сентября
1943 года Л енинградское хореогра-
ф ическое училищ е откры ло в М о-
л о то ве свое отделен ие. Так бы ло
полож ено начало перм ской балет-
ной ш коле, хорош о известной сегод-
н я далеко за пределами России.
П р и ю т и л а М о л о т о в с к а я о б -
ласть и бесценны е м узейны е сокро-
вищ а. П о здн ей осенью 1941 года
около десяти ты сяч предм етов из
к о лл екц и и Государственного Р у с-
ского м узея бы ли разм ещ ены в за-
лах М олотовской худож ественной
галереи, отданны х под хранилищ а.
Галерея для посетителей бы ла п ол-
ностью закры та. Так как в городе
ощ ущ алась острая нехватка п ом е-
щ ений и ж и л ь я для эваку и р о в ан -
н ы х , ч а ст ь к о л л е к ц и й Р у с с к о го
м узея, такж е, впрочем , как и к о л -
лекции м осковских м узеев - Госу-
д а р с т в е н н о г о м у зе я в о с т о ч н ы х
к у л ь ту р , Г о су дар ствен н о го т е а т -
р а л ь н о го м у зе я им . Б а х р у ш и н а ,
Государственного м узея и зо б р ази -
те л ь н ы х и ск у сс тв им . П у ш ки н а,
35
И ст о р и я П ет ерб урга. № 1 (2 9 ) /2 0 0 6
предыдущая страница 34 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн следующая страница 36 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст