М
узеи Петербурга
р а т о р о м
е ж е го д н о й
в ы с т а в к и
«О сен н и й ф отом араф он» В алери -
ем В альран ом , в зя в на себя роль
« и део л о го в » п р о ек та, о п асал и сь,
что «заданность» тем ы м ож ет эту
свободу ограничить.
Д оля риска бы ла в обращ ении
к исторической теме: наш и совре-
м ен н и к и не часто п и таю т ск л о н -
н о сть к ф и л о со ф ск о м у о см ы сл е-
нию истории, которую , преж де чем
осм ы сливать, надо хотя бы в п ер -
вом п ри бли ж ен и и знать.
..
П редлагая лю дям с различны м
уровнем исторических знаний спе-
ц и ф и ч еск у ю задачу зри м ого во с-
создан и я уш едш его м ира, м ы ста-
ви л и их перед необходимостью по-
стиж ения того мира. Н ачало этого
п р о ц есса бы ло п одобно и ст о р и о -
граф ическом у обзору научного и с-
следован и я.
У частники проекта предпочли
в о с п о л ь зо в а т ь с я не п о сл е д н и м и
д а н н ы м и и с т о р и ч е с к о й н ау к и , а
тради ц и он н о обрати ли сь к расхо-
ж им анекдотам , легендам , м и ф ам
и л и стер ео ти п у л и те р ату р н о го и
театрально-кинем атограф ического
образа и м ператора П авла. В н ача-
ле Х Х столети я известн ы й и ску с-
ствовед Н. Н. В рангель говорил о
том, что «это царствование - п р и -
чудливы й рассказ, где каж дое сло-
во м нится вы дум кой и где каж дая
вы чурная правда каж ется сочинен-
н ы м т е а т р а л ь н ы м д е й ст в о м . Н о
им енно эти черты ром ан ти чески х
п риклю чений, эта п р ян ая острота
неож иданного и небы валого - все
вм есте в зя то е в р у сск о й и сто р и и
о с т а в и л о н е за б ы в а е м ы е следы ».
Теперь, много десятилетий спустя,
хотелось п он ять, н аско л ько в н а -
ш ей исторической пам яти все дав-
но и прочно определено, и меш аю т
ли сегодняш нему восприятию про-
ш лого устойчивы е стереотипы .
..
К аж ды й худож н и к стави л п е-
ред собой задачу вы р аж ен и я соб-
ственного отнош ения к одном у из
сам ы х п р о ти в о р еч и в ы х п е р с о н а -
ж ей русской истории. Н о в первую
очередь вн и м ан и е п р и в л е к а л а не
ли чн ость и деятельн ость П авла, а
м р ач н ы й эп и зо д ц а р е у б и й с тв а в
М ихайловском замке. У частников
проекта интересовал и этот замок,
как самое загадочное ар х и тек ту р -
ное сооруж ение П етербурга, м ате-
р и ал ь н о е во п л о щ ен и е и х у д о ж е-
ственны й образ п авл о вско го ц ар -
ствования. П оследнее обстоятель-
ство я в и л о с ь сво ео б р азн ы м п о д -
т в е р ж д е н и е м т о го , ч т о о б р а зы
П авла и его «лю бим ого детищ а» в
и с т о р и ч е с к о м с о з н а н и и п р о ч н о
объединены .
..
М и х а й л о в с к и й
за м о к
бы л
представлен участникам и проекта
во всем м ногообразии возм ож нос-
тей соврем енной ф отограф ии: н а-
турная съемка, циф ровая ф отогра-
ф и я, к о лл аж , ви д ео -ар т. Р яд о м с
п р о ст ы м и в сво ей к л а с с и ч н о с т и
п ей заж а м и М и х аи л а П и к а л о в а с
видам и пам ятников М альтийского
ордена соседствовали работы А лек-
сан др а К итаева, «о стан о ви вш и е»
м гновенья величественного зап ус-
тен и я старого зам ка после безвре-
м енья советских лет: между гранит-
ны х плит ф ундам ента робко прора-
стает папоротник, а из цоколя, зас-
лон яя колонны , хаотично лезет ку-
стар н и к . О б в етш авш и е Геракл и
Ф л о р а подобны и н вал и д ам ч у д о -
вищ ной битвы, сквозь их тела уже
виден «скелет» рж авой м еталличес-
кой основы. Н о даж е в таком состо-
ян и и замок м онументально красив,
словно поверж енны й титан.
Н ет р ад и ц и о н н ы е п р и ем ы со -
врем ен н ой ф отосъем ки Л ю дм илы
Т аболиной наш ли отраж ение в се-
р и и « П р и зр а ч н ы й зам о к » , я в и в -
ш ей ся м етаф орой зы б кой биогра-
61
История Петербурга. № 1 (29)/2006
предыдущая страница 60 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн следующая страница 62 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст