М
узеи Петербурга
у ч аство вать и л и о тк азать ся, к а з -
н и ть и л и пом иловать. П ерем еж ая
и з о б р а ж е н и я т о н к и х , н е р в н ы х ,
и зы с к а н н ы х р ук, го то вы х в з я т ь -
ся за о р у ж и е , и са м о го о р у ж и я
X V III столети я, автор ф и кси р у ет
кратки й миг перед сверж ением и м -
п ер а то р а , м о м ен т св о ео б р азн о го
«голосования», где каж ды й ж ест и
каж ды й предм ет им ею т огром ное
си м воли ческое значение.
П р о ек т « К р о в ав ы й вто р н и к»
С тан и слава Ч аб у тки н а и зо б р аж а-
ет недавно установленны й во дво-
ре скульптурны й портрет П авла на
ф о н е за м к о в ы х стен , п л ы в у щ и х
о б л а к о в и д о ж д е в ы х л у ж , о к р а -
ш енны х в тревож но-красны й цвет,
подобно п ятн ам крови. Ещ е даль-
ш е идет В алерий П отапов в своем
м рачном эсхатологическом сим во-
л и зм е: его М и х а й л о в с к и й зам о к
сто и т на трех п р о р о сш и х зем л ей
человеческих черепах - траги чес-
к и х основах м ироздания.
..
И сторическая перспектива ре-
ал ьн ы х интерьеров старого зам ка
и с п о л ь зу е т с я В ади м ом Е го р о вс-
к и м в с о з д а н н о м и м в и д е о р я д е
трагического м арш рута, по которо-
м у п р о д в и га л ся к ц ел и м р ач н ы й
отряд. И н а п еч ал ьн о зн ам ен и то й
винтовой лестнице ож ивает в све-
те колеблю щ егося п лам ен и свечи
тон кая ж енская тень нем ой свиде-
тельницы .
Станислав Чабуткин.
Проект «Вокруг Павла Петровича»
С им енем П авла I связаны Ка-
м е н н о о с т р о в с к и й ,
Г а тч и н с к и й ,
П авловски й и П ри оратски й двор-
цы , М а л ь т и й с к а я к а п е л л а , и и х
изображ ен и я склады ваю тся в сво-
е о б р а зн у ю га л е р е ю п а в л о в с к и х
в и д о в ст а р о го П е т е р б у р г а . Э ти
дворцы превращ аю тся в ф антомы -
п р и зр а к и (М а р и а н н а М е л ь н и к о -
в а ), и х о б л и к « к о н с т р у и р у е т с я »
ф о то ко л л аж ам и , которы е п ер ед а-
ю т бутаф орность, театральность и
Валерий Потапов.
Проект «Прогулки»
м анерность эпохи (Д м итрий Горя-
чев). К ак не вспомнить, что на «гра-
ни веков», за годы правления П ав-
ла I, абсолю тно все - государствен-
ное устройство, п р и дво р н ы й э т и -
кет, м ундиры , моды, м анера п ове-
дения и многое другое - подчиня-
лось ж есткой реглам ентации.
Н о если вн еш н е П авел I бы л
склонен к театрализации, внутрен-
не он бы л зам кнут и сосредоточен,
предаваясь духовны м исканиям . В
сер и и « К р есты П авл а I» А ндрей
Ч еж и н из архи тектурн ы х эл ем ен -
тов М ихайловского замка, Гатчин-
ского и П авл о вско го дворц ов со-
зд ает к о м п о зи ц и и , к аж д ая из к о -
то р ы х вк л ю чает двад ц ать четы ре
креста различной ф орм ы и неож и-
данной конф игурации, а все вм ес-
те вы глядит рем инисценцией мыс-
63
История Петербурга. № 1 (29)/2006
предыдущая страница 62 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн следующая страница 64 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст