М
узеи Петербурга
рального агентства ж елезнодорож -
ного транспорта. Сегодня Ц ентраль-
н ы й
м у зе й
ж е л е зн о д о р о ж н о го
транспорта Российской Ф едерации
хранит около 60 000 разнообразны х
предм етов, отраж аю щ их разви ти е
о течеств ен н о й ж ел езн о д о р о ж н о й
науки и техники. К оллекции м оде-
лей подвиж ного состава, раб отав-
ш его на ж елезны х дорогах России
и С С С Р , м о д е л е й м о сто в (б о л ее
100 единиц), предм етов С Ц Б (ав -
т о м а т и к а н а ж е л е зн о д о р о ж н о м
транспорте), не имею т себе равны х
в стране по н ауч н ой зн ачи м о сти .
Б о л е е
1000 ал ьбо м о в со д ер ж ат
ак вар ел и , р и су н к и и ф отограф и и
по строительству ж елезны х дорог:
Царскосельской, М осковской, Транс-
си б и р с к о й ,
С р е д н е а зи а т с к о й и
м ногих других.
У никальны е м атериалы по и с-
то р и и м о сто стр о ен и я в Р о сси и -
м о дели Х ІХ -Х Х веков, чертеж и ,
р и с у н к и и т. п. - п о зв о л и л и о т -
к р ы ть в 1992 году ф и л и а л м у зея
«О течественное м остостроение» в
К р асн о м С еле п од С а н к т -П е т е р -
бургом. Э ксп ози ц и я ф и л и ал а (о б-
щ ей п лощ адью око ло 500 кв. м ),
разм ещ енная в ш ести залах здания
ОАО «М остоотряд № 19», расска-
зы вает о м остах С ан кт-П етер б у р -
га, первы х деревянны х и м еталли -
ч е с к и х ш о ссей н ы х и ж е л е зн о д о -
р о ж н ы х м о с т а х , о с т а н о в л е н и и
ш ко л ы м о сто с тр о е н и я в Р о сси и ,
основополож никам и которой я в и -
лись инж енеры -путейцы .
О сновные посетители Ц М Ж Т -
это студенты, ш кольники, учащ ие-
ся лицеев. Д ля них проводятся спе-
ц и али зи рован н ы е экскурси и с де-
м о н стр ац и ей дей ствую щ и х м о де-
л ей :
« Ф и з и к а н а т р а н с п о р те » ,
«Транспорт - составная часть эко-
номики», по проф ориентации и др.
П остоянная экспозиция музея,
располож енная в 11 залах на площ а-
ди около 1600 квадратны х метров,
построена тематически, в хроноло-
гическом порядке: посетитель знако-
м и тся с развитием ж елезнодорож -
ной индустрии от зарож дения ж е-
лезны х дорог до сегодняш него дня.
В разделе экспозиции « З арож -
дение ж елезны х дорог» привлекает
вним ание модель (в масш табе 1 : 2)
первого русского паровоза, постро-
енного зам ечательн ы м и русским и
м е х а н и к а м и ,
о тц о м
-
Е ф и м о м
А лексеевичем и сы ном - М ироном
Е ф им овичем Черепановы ми. П аро-
воз, со зд ан н ы й и м и в 1 8 3 3 -1 8 3 4
годах в Н иж нем Тагиле, водил по
заводской дороге составы с рудой
весом до 3,3 тон н ы со скоростью
1 3 -1 6 килом етров в час.
Здесь ж е в зале представлены
м одели р ан н и х ан гл и й ск и х л о к о -
м отивов. К ак известн о, в А нглии
в 1825 году м еж ду городам и С то-
ктон и Д арлингтон н ачала действо-
вать п ер в ая в м и ре ж е л езн а я д о -
рога. И н тер есн а м одель п ар о во за
Б р эн то н а 1813 года. Э тот л оком о-
тив, кром е колес, и м ел «ноги», к о -
торы е бы ли соединены с порш нем
паровой м аш ины ; они толкали л о -
ком отив со скоростью 5 к и ло м ет-
р о в в ч ас. П а р о в о з С т е ф е н с о н а
« Р ак ета» , м одель ко то р о го пред-
с т а в л е н а в э к с п о з и ц и и , р а з в и л
ско р о сть 47 к и л о м етр о в в час на
с о р е в н о в а н и я х 1829 года в Р ен -
х и л л е (А н гл и я).
В 1837 году бы ла откры та для
общ его пользования первая в Р ос-
сии ж ел езн ая дорога П етербург -
Ц арское Село - П авловск с ш ири-
ной колеи 6 футов (1829 м иллим ет-
ров). Строительство ее было осущ е-
ствлено под руководством проф ес-
сора Ф . А. Герстнера. Записка Герст-
нера «О выгодах построения ж елез-
ной дороги из С анкт-П етербурга в
Ц арское Село и Павловск» 1836 года
хранится в фондах музея. В экспо-
зи ц и и п редставлен скульп турн ы й
портрет Ф . А. Герстнера - гипсовы й
бю ст работы скульптора В. П. Пе-
67
История Петербурга. № 1 (29)/2006
предыдущая страница 66 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн следующая страница 68 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст