М
узеи Петербурга
68
тина и архитектора В. И. Ч ерепано-
ва, в ы п о л н е н н ы й в 1997 го д у к
160-летию ж елезны х дорог России.
М одель поезда, курсировавш его по
Ц арскосельской дороге, вы полнен-
ная в 1937 году, дает представление
о подвиж ном составе: ж елто-голу-
бые вагоны - кареты, линейка, плат-
форма. Здесь ж е находится модель
(м асш таб 1:4) п ар о во за « П р о во р -
ный», вы полненная воспитанника-
м и П етербургского техн ологи чес-
кого института в 1839 году. И менно
с этой м одели к 150-летию отече-
ственны х ж елезны х дорог изготов-
лен в Б алти й ском депо О ктябрьс-
кой ж елезн ой дороги п ар о в о з-п а-
м ятн и к , у стан о вл ен н ы й вм есте с
четы рьм я вагонам и в 1987 году на
В итебском вокзале.
Значительны м собы тием в р аз-
ви ти и русского ж ел езн о д о р о ж н о -
го транспорта яви лось сооруж ение
двухпутной м агистрали С анкт-П е-
те р б у р г - М о с к в а (1 8 4 2 -1 8 5 1 ),
полож ивш ей начало развитию сети
ж елезн ы х дорог наш ей страны . В
ч и с л е с в и д е т е л е й и с т о р и и э то й
6 5 0 -к и л о м етр о в о й м а ги с тр а л и -
сувенирны е скатерть и платок. Н а
них и зображ ена «К арта н ап равле-
ний ж елезной дороги, ш оссе и во -
дяны х сообщ ений м еж ду С .-П етер-
бургом и М осквою ». Н а карте обо-
зн ач ен ы схем а ж е л езн о й дороги,
ш оссе, реки, озера, населенны е п у н -
кты, располож енны е вдоль трассы.
По углам скатерти и платка пом е-
щ ен ы и з о б р а ж е н и я в о к з а л о в и
подвиж ного состава. Такие скатер-
ти и п л атк и бы ли вы п ущ ен ы как
п ам я тн ы е су в ен и р ы к отк р ы ти ю
движ ения по П етербурго-М осков-
ской ж елезной дороге, т. е. к 1 (13)
н оября 1851 года.
О д и н и з э к с п о н а т о в з а л а -
н ай д ен н ы й в 1947 году п р и п р о -
и зво д стве зе м л я н ы х р аб о т ф р а г -
м ен т к аб ел я п одзем н ого те л егр а-
ф а кон струкц и и русского ф изика,
член а Р о сси й ско й академ и и н аук
Б. С. Я к о б и , п р е д л о ж е н н о го им
д л я п р и м е н е н и я на П етер б у р го -
М о с к о в с к о й ж е л е з н о й д о р о ге .
К аб ел ь в м о н т и р о в а н в с т е к л я н -
ную трубку и улож ен в р асп и л ен -
н ы й ствол дерева.
П редставлен в зале и ск у л ьп -
турн ы й п ортрет автора проекта и
строителя м агистрали П етербург -
М о с к в а , п р о ф е с с о р а И н с т и т у т а
инж енеров путей сообщ ения П ав-
ла П етровича М ельникова.
Н аи более видны м и сторон н и -
кам и строи тельства ж елезн ы х до-
р о г б ы л и в ы п у с к н и к и И И П С а
П. П. М е л ь н и к о в , Н . О . К р аф т,
Н. И. Л и п и н и другие, чьи портре-
ты м ож но уви д еть в зал ах м узея.
Э ксп ози ц и я и ф ондовы е м атери а-
лы м узея отраж аю т больш ой труд
этих п ередовы х и нж енеров, за л о -
ж и вш и х теорети чески е и п р ак ти -
чески е основы отечественной ж е-
лезнодорож ной н ауки и техники.
Э к с п о з и ц и я ,
п о с в я щ е н н а я
строи тельству ж елезн ы х дорог во
в т о р о й п о л о в и н е X IX и н а ч а л е
X X веко в - М о с к о в с к о -Н и ж е го -
родской, У ральской Горнозаводс-
кой, М урм анской ж елезны х дорог,
Т р а н с с и б и р с к о й м а г и с т р а л и
и
других, дополнена обш ирной к о л -
л екц и ей м оделей мостов.
И н тер е сн ы м о д ел и ж е л е зн о -
д о р о ж н о го м о с т а ч е р е з о в р а г и
реку Веребье длиной 489 м етров и
вы сотой 50 м етров, счи тавш егося
в то врем я вы даю щ им ся сооруж е-
нием в Европе, и девятипролетно-
го м оста через реку Мсту. М одели
вы полнены в м астерской строите-
л я этих мостов - Д. И. Ж уравско-
го, видного ученого, строителя п ер-
вы х реш етчаты х деревян н ы х м ос-
тов на дороге П етербург - М осква,
со здател я теори и расчета р аск о с-
ны х м остовы х ф ерм . В 1855 году
он бы л удостоен прем ии Р оссийс-
кой академ ии наук.
П ривлекаю т вним ание м одели
ф е р м м о с т а ч е р е з р е к у В о л х о в:
двухп утн ая с ездой пон и зу и р аз-
водная с подъем ны м м еханизм ом .
П о сл е зам ен ы д е р ев я н н ы х ф ерм
э т о го м о с т а ж е л е з н ы м и в м е с то
п одъем н ого м ех ан и зм а бы л у ста-
новлен откатной: при разводке от-
к а т н а я т е л е ж к а по п о п е р е ч н ы м
рельсам откаты валась параллельно
оси главного пути, а катучая ф ер -
ма, перекаты ваясь по продольны м
рельсам , зан и м ала освободивш ее-
ся место.
В экспозиции такж е отраж ено
строительство крупнейш ей ж елез-
н о й д о р о ги Р о с с и и - В е л и к о го
С и б и р с к о г о п у т и (1 8 9 1 -1 9 0 1 ) .
Р е л ь с о в ы й п у ть , п р о л о ж е н н ы й
ск во зь л есн ы е чащ обы , п ер еш аг-
н у вш и й ш и р о ки е р еки , в ы зв ал к
ж и зн и и бу р н о м у р азви ти ю п р о -
м ы ш л ен н о ст ь , С и б и р с к и й к р ай .
Э к сп о н а ты , р а с с к а з ы в а ю щ и е об
этой стройке, бы ли представлены
на В сем ирной вы ставке в П ариж е
в 1900 году и отм ечены там м еда-
л ям и , о к о ло 100 эти х п р ед м ето в
хранятся в наш ем музее.
У никальны м одели паровозов
и вагонов, рассказы ваю щ ие о р аз-
ви ти и отечествен н ого п о д в и ж н о -
го состава.
Р у с с к о е
п а р о в о з о с т р о е н и е ,
во зн и к ш ее в 1 8 3 3 -1 8 3 4 годах на
Урале, бы ло продолж ено в П етер-
бурге А лександровским чугун оли -
тейны м м еханическим заводом . В
1845 году завод начал строить п а-
ровозы и вагоны для ж елезной до-
роги П етербург - М осква. В п ер -
вы х паровозах типа 0-3-0 ц и л и н д-
ры бы ли располож ены наклонно, а
топка разм ещ алась м еж ду средни-
ми и задн и м и колесны м и парам и.
Действующая модель сортировочной горки
История Петербурга. № 1 (29)/2006
предыдущая страница 67 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн следующая страница 69 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст