М
узеи Петербурга
П р о д у в а т е л ь н ы е
ц и л и н д р о в ы е
к р ан ы о тк р ы в а л и сь сн аруж и . Н е
бы ло б у д ки м аш и н и ст а - м аш и -
нист и пом ощ ник стояли на откры -
той площ адке меж ду котлом и тен-
дером. Н а четы рехколесном тенде-
ре с д ер ев ян н о й рам о й во зв ы ш а-
лась гора дров, к оторы е заб р асы -
вал и сь в то п ку п аровоза. М одель
такого паровоза серии «Д», вы пол-
ненная в середине X IX века, пред-
ставлена в зале. И м енно с этой м у-
зейной м одели в 1960-е годы бы ли
сделаны чертеж и, по которы м и з-
готовлен п ар овоз-п ам ятн и к, уста-
новленны й во дворе П ролетарско-
го завода в Л енинграде.
В за л е эк сп о н и р у ю тс я ф о т о -
г р а ф и и и м о д е л и п а р о в о зо в , по
которы м м ож но проследить эволю -
цию разви ти я этих маш ин. Ш и ро-
кую и звестн о сть на дорогах Р о с -
сии получили пассаж ирские паро-
во зы сери й « Н » и «С », гр у зо вы е
паровозы серий «О », «Щ », «Э » -
м о д е л и э т и х п а р о в о з о в м о ж н о
у в и д еть в э к с п о зи ц и и . З д ес ь ж е
ш ироко представлено вагон остро-
ен и е д о р е в о л ю ц и о н н о й Р о сси и .
П ервы е пассаж ирские вагоны, кур-
сировавш ие на ли н и и П етербург -
М осква, делились на три класса. В
в а го н а х п е р в о го к л а с с а с т о я л и
кресла, второго к ласса - диваны ,
с п и н к и к о т о р ы х п е р е в о р а ч и в а -
лись, давая возм ож ность пассаж и-
рам сидеть лицом по ходу поезда,
в вагонах третьего класса бы ли ус-
тановлены деревянны е скамьи для
сидения. И нтересна м одель пасса-
ж ирского вагона четвертого к л ас-
са, д л я «п ростого» лю да: н еб о л ь-
ш ой двухосны й вагон на ж естки х
рессорах с сиденьям и-скам ейкам и
о т а п л и в а л с я ч у гу н н о й п еч к о й и
освещ ался сальн ой свечкой в ф о -
наре. П ривлекает вним ание состав
вагон ов « С и би рского эксп ресса»,
м одель вы полнена в 1903 году: два
вагона 2-го класса, вагон-салон, ва-
гон 1-го к ласса и « всп о м о гател ь-
ны й» - технический вагон.
Ш и р о к о в м у зее п р е д с т а в л е -
н а
р а б о т а
ж е л е з н о д о р о ж н о г о
тран сп орта в X X веке. Д ей ствую -
щ ие м одели и ап п аратура р асск а-
зы в аю т п о с е т и т е л я м о р а зв и т и и
научно-технического прогресса на
ж е л е зн о д о р о ж н о м т р а н с п о р т е с
1920-х годов до наш их дней. Э кс-
п о зи ц и я одного из залов посвящ е-
н а строи тельству ж елезн ы х дорог
в п р едвоен н ы е п я ти л е тк и (1 9 2 6 -
Галина Петровна Закревская -
директор Центрального музея
железнодорожного транспорта
Российской Федерации,
заслуженный работник культуры
РФ, Почетный железнодорожник
1940)
и работе тран сп орта в годы
В е л и к о й О т е ч е с т в е н н о й во й н ы .
П р и в л е к а е т в н и м а н и е д и а р а м а
р азруш ен н ой станции, вы п о л н ен -
н ая х у д о ж н и к о м С. П. С ветл и ц -
ким, витрины с м акетам и бронепо-
ездов времен Гражданской и В ели-
кой О течественной войн. К о л л ек-
ц и я м акетов бронепоездов п ри об-
ретена м узеем в 1986 году у вдовы
автора м акетов А. И. Д икого, учас-
тн и ка военны х собы тий. Д оп олн я-
ю т эксп о зи ц и ю работы х у д о ж н и -
ко в н а тем у « Ж е л езн о д о р о ж н ы й
транспорт в годы войны».
П осетители м узея ви д ят в р а-
боте м о д ели ст р о и тел ь н ы х и д о -
р о ж н ы х м аш и н : м н о го к о вш о вы й
канавокопатель, экскаватор, уплот-
няю щ ую м аш ину У М и путеуклад-
чи к У К -25. Теме «Д еф ектоскоп и я
р е л ь с о в » п о с в я щ е н р а з д е л , где
п ред ставлен ы м етоды и приборы ,
п р и м ен я е м ы е н а тр а н сп о р те д л я
о б н а р у ж е н и я с т ар е н и я , тр ещ и н ,
излом ов в рельсах.
В э к с п о зи ц и и , п о св я щ ен н о й
строи тельству Б ай кало-А м урской
магистрали, наряду с фотодокумен-
тами, находятся подлинные предме-
ты: вьючное седло для лошади, плащ
изыскателя, мерная лента, пикетная
книж ка и теодолит - подарок инж е-
нера путей сообщ ения Н. Н. Струве.
Все это вещ и и зы скателей 1930-х
годов - им енно в те годы первы е
партии изы скателей проходили по
трассе будущ его Б А М а и вбивали
первы е пикетны е столбики (даль-
нейш им работам помеш ала Великая
О т е ч ес тв е н н ая в о й н а); а ко гд а в
1970-е годы здесь н ачали сь вновь
работы, то некоторые просеки совпа-
ли с преж ними пометками трассы.
Д ей ствую щ и й м акет со р ти р о -
вочной станции с параллельно рас-
полож енны м и паркам и прибы тия,
сортировки и отправления вы пол-
нен в 1937 году. М ан евровы й л о -
ком отив вы тягивает из парка п р и -
бы вш ие вагоны , затем надвигает их
н а верш ину сортировочн ой горки
и... посетитель видит, как каж ды й
вагон-отцеп спускается с верш ины
горки и заним ает приготовленны й
ди сп етчером -экскурсоводом путь.
В этом ж е зале по теме «Р азвитие
у ст р о й ств С Ц Б в 1 9 2 0 -1 9 3 0 го -
дах» в э к сп о зи ц и и п ред ставлен ы
действую щ ие ж езловы е ап п араты
Д. С. Трегера, аппараты перегонной
электром еханической полуавтом а-
тической блокировки, однокры лы й
сем аф о р и сем аф о р н ы й п о в т о р и -
тель. О гром ны й интерес у посети-
телей вы зы вает действую щ ий м а-
кет двухпутной ж елезной дороги с
четы рьм я станциям и. Д ли н а м аке-
та - 43 м етра, управлен и е дви ж е-
нием электропоездов осущ ествля-
ется с настоящ их пультов Д Ц (ди с-
петчерская ц ен тр ал и зац и я), М Р Ц
(м арш рутно-релейная цен трали за-
ц и я) и т. д. Здесь ж е в экспозиции
представлены технические р и су н -
ки - схемы систем управления.
З а к а н ч и в а ет ся осм отр эк с п о -
з и ц и и п р е д с т а в л е н н ы м и в д в у х
за л а х м о д е л я м и п о д в и ж н о го со -
става (в основном м асш таб 1 : 10):
п ар о в о зо в , те п л о в о зо в , э л е к т р о -
возов; вагонов для п еревозки р аз-
ли чн ы х грузов; проектов н етрад и -
ционного подвиж ного состава для
скоростны х ж елезн ы х дорог - ш а-
ропоезда, аэроп оезда н а эстакаде,
разраб отан н ы х в 1930-х годах со-
ветск и м и и н ж ен ер ам и .
Ц ен тр ал ьн ы й м узей ж ел езн о -
дорож ного транспорта Р оссийской
Ф едерац и и явл яется одним из ве-
дущ их техн и чески х м узеев по и с-
то р и и ж е л езн о д о р о ж н о го т р а н с -
п орта, м ы о к азы в аем м ето д и ч ес-
кую и п ракти ч ескую пом ощ ь м у -
зеям ж елезны х дорог страны, им е-
ем тесн ы е с в я зи с за р у б е ж н ы м и
п р о ф и л ьн ы м и м у зеям и , п о ст о ян -
ны е п о сети тел и н аш и х ф он дов -
и с т о р и к и
т р а н с п о р т а ,
д е я т е л и
кино и телевидения.
69
История Петербурга. № 1 (29)/2006
предыдущая страница 68 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн следующая страница 70 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст