М
емуары
76
7-я линия Васильевского острова, 36, - здание, построенное на месте,
где прежде находился дом семьи Ионасов
ния, не м огло превы ш ать трех п ро-
центов от общ его числа приним ае-
мых, поэтом у п р акти ко вался к о н -
курс. К ак правило, нем ецкая ш ко-
ла н аб и р ал а детей из со сто ятел ь-
н ы х сл о е в н а с е л е н и я , и з сем ей
ф абр и кан то в, вл адельц ев м агази -
н о в, и н т е л л и г е н ц и и . С т о и м о с ть
обучения составляла 136 руб. 40 к.
в год. З а п е р в у ю ч е т в е р т ь го д а
взн о с бы л р авен 36 руб. 20 к., за
вторую - 35 руб. за третью - 35 руб.
20 к. и за четвертую - 30 рублям .
О дноврем енно со м ной бы л допу-
щ ен к экзам ен ам сы н си н агогаль-
ного служ ки - «ш амеса» по-еврей-
ски. Это бы ла крайне бедная м но-
годетная семья, где вы соко чти ли
и м я Л. Н. Толстого и плакали при
п олучении и звести я о его смерти.
Звал и м альчика Д анскер С оломон
М оисеевич, и ли просто Сёма. Ему
предоставили вакансию стипенди-
ата, т. к. родители не им ели средств
д л я оплаты обу ч ен и я сы на. С ём а
бы л гоним в классе за его бедность,
и ем у бы ло су ж ден о стать м оим
лю бим ы м товарищ ем и другом на
всю ж изнь. Его уж е нет в ж ивы х,
этого бл агородн ого чел о века, а в
к н и ж н о м ш к а ф у у м ен я все ещ е
х р ан и тся к н и га « R ein ek e F uchs»,
которую он подарил мне бог знает
на к ак и е средства. Н а ти ту льн о м
листе детским почерком написано:
«Н а пам ять дорогом у товарищ у от
С.
Д а н с к е р а . В е к о в е ч н ы й т о в а -
рищ ». Это бы ло в 1912 году.
В есной 1908 года С ёма и я бла-
гополучно вы держ али экзам ены , и
осенью того ж е года оба мы, самы е
м аленькие в классе, уж е сидели за
одной п ар то й в первом ряду. П о -
мню чувство гордости, с которы м
я надел на спину ранец. А в Соло-
в ь е в с к о м саду, к у д а ф р о й л е й н
В ольф п родолж ала водить м еня и
сестер, м еня спраш ивали: «Ты ека-
т е р и н и н е ц ? » . В свою о ч е р ед ь я
спраш ивал: «О ткуда ты знаеш ь?».
Д ело в том, что у ч ен и ко в Е к а те -
р и н и н с к о г о у ч и л и щ а в ы д а в а л а
одежда: м ы не носили ф орм ы гим -
н а з и и и л и р е а л ь н о г о у ч и л и щ а ,
кроме того, одеты бы ли лучш е дру-
гих. О д н ако о зо р н и к и д р а зн и л и
нас расп р о стр ан ен н о й в то вр ем я
д р а з н и л к о й : « п р и г о т о в и ш к и -
м окры е ш таниш ки». Это бы ло н е-
далеко от истины , т. к. за три года
до п о сту п л ен и я в п ри го то ви тел ь-
н ы й класс я вер н у л ся из С оловь-
е в с к о го с а д а д о м о й с м о к р ы м и
ш таниш ками. А так как авария слу-
чилась на ниж нем этаж е лестницы ,
к о то р ая вел а к н аш ей к вар ти р е в
третьем этаже, то ф ройлейн Д ааль
дала мне дом а тряп ку и велела вы -
тереть луж ицы на всех п острадав-
ш их ступенях лестницы .
Школа начинается с вестибюля
К огда вы, при дя утром в ш ко-
лу, о тв о р ял и тяж ел у ю сводчатую
дубовую входную дверь и оказы ва-
лись в вестибю ле, вы сначала спус-
кались в подвал, где находился гар-
дероб, а затем поды мались на один
лестничны й марш, от которого вле-
во и вправо вели коридоры : левы й
в приготовительны е классы, а пра-
вы й к кабинету директора, в канце-
л я р и ю , в за л д л я у р о к о в п е н и я
(G esangsaal) и к лестнице в другие
классы, располож енны е на верхних
этажах. Н а перилах лестницы бы ли
набиты металлические ш иш ки, что-
бы ш кольники не съезж али с них.
Так вот, когда вы утром входи-
ли в вестибю ль, то н аверху л ест-
н и чн о го м ар ш а ст о я л н ап о д о б и е
за п о м н и в ш е го с я м н е п а м я т н и к а
круглы й ш кольны й инспектор, он
же преподаватель географ ии в 1-м
и 2-м к л а сс ах . З в а л и его К о п п э
(H e rr K oppe). В левой руке он дер-
ж ал записную книжку, в правой -
к ар ан д аш и за п и с ы в а л ф а м и л и и
учен и ко в, о п о зд авш и х я в и т ь с я к
н ач алу за н я ти й - 9 часам . Ч и сл о
о п о зд ав ш и х по н е у в а ж и т е л ь н о й
причине, так ж е как и число у р о -
ков, пропущ енны х по болезни, от-
м ечалось в четверти (Z ensur).
Н а площ адке лестничного м ар-
ш а бы л вы веш ен на стене неболь-
ш ой ш каф чик, где за стеклом под
за м к о м х р а н и л и с ь п о т е р я н н ы е
ш к о л ь н и к а м и м ел к и е п р ед м еты :
п ер о ч и н н ы е н о ж и (до к о то р ы х я
бы л больш ой о х о тн и к ), ст и р а л ь -
ны е р ези н ки , то ч и л ки д л я к ар ан -
даш ей и т. п.
Приготовительный класс
У читель заним ал место в клас-
се не за столиком , как теперь, а на
к аф едр е. В н ач ал е у р о к а п ер в ы й
учен и к - так н азы ваем ы й P rim us
(« п р и м у с » ) п о д н о с и л у ч и т е л ю
вставочку с пером (теперь говорят
« р у ч к у » ) и сп и с о к у ч е н и к о в , не
яви вш и хся на урок. П рим усом н а-
значался ученик самого прим ерно-
го поведен и я, усп еваю щ ий в у че-
нии. В н аш ем п о д го то в и тел ьн о м
кл асс эти о б я зан н о с ти и с п о л н я л
сы н п асто р а S ick аrd (С и к к а р ). Я
зап ом н и л его на всю ж изнь, тогда
к ак в н е ш н о сть д р у ги х у ч е н и к о в
(кром е Д ан скер а) и згл ад и лась из
моей пам яти. С иккар представлял
собой х р есто м ати й н ы й образец с
вр езавш и м ся в мою п ам ять ел ей -
ны м вы раж ен и ем лица. К огда он,
чуть склонив голову на бок, направ-
л ял ся со своими атрибутам и к ка-
История Петербурга. № 1 (29)/2006
предыдущая страница 75 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн следующая страница 77 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст