М
емуары
ф едре учителя, казалось, с его лица
потечет сахарны й сироп. В классе
он д ер ж ал ся особняком . К ак-то я
попросил его пом очь мне в каком-
то уроке, но он тоном проповедни-
ка сказал мне, что я долж ен уметь
учиться сам. Э тот тон я до сих пор
не могу забы ть. И з тем ноты дале-
кого прош лого образ этого нем ец-
кого м альчика, этого пастора и п а-
сты ря in fu tu ro 2, стоит в моем вос-
пом инании как печальны й сим вол
н ем ца, н ед остой н ого своей в е л и -
кой нации.
П р е п о д а в а н и е в к л а с с е ве л и
три учителя: два нем ца и один рус-
ский. H err O h re (О р э), добродуш -
ны й, нем ного грузны й немец, п ре-
п о д а в а л ар и ф м е ти к у . Н е п ом н ю
случая, чтобы он п овы сил на уче-
ника голос или пригрозил ем у чем-
нибудь. К огда м ал ьч и ки стан ови -
лись на утренню ю м олитву в боль-
ш о м р е к р е а ц и о н н о м за л е (т. н.
A u la ), в ы с т р а и в а я с ь по р я д а м и
д е р ж а
в
р у к а х
м о л и т в е н н и к и
(K ern lied er), О рэ сади лся за ф и с-
гарм онию и по окон чани и п р о п о -
веди пастора (R heintal, B usch) со-
провож дал хор м альчиков ц ерков-
ной м елодией.
Н е м е ц к и й я з ы к п р е п о д а в а л
ж е л ч н ы й з л о й с т а р и к
K ro g sen
(К рогсен). Я ни разу не видел улы б-
ки на его лице. Строгость его пугала
учеников и особенно меня. П репо-
д а в а н и е н ем ец к о го я зы к а вел о сь
м ето д о м A u s s c h a u u n g su n te rric h t,
т. е. с помощ ью наглядны х пособий:
р а з в о р а ч и в а л с я
и
в е ш а л с я
н а
классную доску рулон коленкора с
нарисованны м на нем пейзаж ем и
л ю д ь м и за р а з н ы м и з а н я т и я м и ,
у ч ен и к п о -н ем ец к и р асск азы вал ,
что он видит.
У чителем русского язы ка, к о -
т о р ы й м ы и зу ч а л и по у ч е б н и к у
« Р у сск ая речь», бы л Н о воусп ен с-
к и й . В то в р е м я он м н е к а за л с я
строгим. Теперь же, вспом иная его,
я отнош у это впечатлен и е за счет
его зы чного голоса и чуть грубова-
т о й м а н е р ы р а з го в о р а , к о т о р ы е
очень м ен я см утили, когда я за с-
л у ж и л к а к о е -т о за м е ч а н и е с его
стороны . В о сп р о и зво д я в п ам яти
его интонации, я понимаю , что это
зам ечание не бы ло угрож аю щ им, а
дело заклю чалось в м оей застенчи-
во сти . О д н аж д ы Н о в о у сп е н ск и й
сп роси л м ен я в классе: «У твоего
отца в аптекарском м агазине п ро-
даю тся градусники?» Я поведал об
этом отцу, которы й на следую щ ий
день дал мне с собой корзинку, н а-
п олн ен н ую гр ад у сн и к ам и , за п р е-
тив м не брать от у ч и тел я деньги.
К о гд а я , п о д о б н о к о р о б е й н и к у ,
р ас к р ы л н а п ар те свой товар, то
Н о в о у с п е н с к и й в п р и су щ е й ем у
грубоватой м анере громко отчитал
м еня перед классом: «Н у вот, ты бы
ещ е весь м агазин сю да притащ ил»,
о дн ак о гр ад у сн и к себе в ы б р ал к
удовольствию м оего отца.
В п р и го то ви тел ьн о м , к ак и в
других классах, назначался деж ур-
ны й (O rd n er), в обязанности кото-
р о м у в м ен я л о с ь , м еж д у п р о чи м ,
еж едневно заполнять на и м я отсут-
ст в у ю щ и х по б о л е зн и у ч е н и к о в
т. н. A ufgabenzettel, т. е. рапортич-
ки , о тп е ч а тан н ы е в ти п о гр аф и и ,
к у д а д еж у р н ы й в п и с ы в а л ф а м и -
ли ю о т с у тс т в у ю щ е го у ч е н и к а и
перечень задан н ы х на завтр а у р о -
ков. Э ти р ап орти чки х ран и ли сь в
специальном висячем ш каф чике на
с т е н е в е с т и б ю л я . Г у в ер н ан т к и ,
бонны, горничны е и ли родственни-
ки больного приходили за ним и по
окон чани и уроков.
В ы ш е я у п о м ян у л о зал е для
пения. В м ладш их классах м ы учи -
л и сь пению и рисованию . П ению
нас учил добры й старик G еsselbard.
О н н оси л больш ую седую бороду.
Гессельбард учи л нас сольф едж ио
и бы л доволен моим слухом, я бы л
у него в п ервы х учениках. И наче
дело обстояло с рисованием, кото-
рое нам преподавал русский чело-
век с нем ецкой ф ам илией Ш ульц.
Здание бывшей Екатерининской
немецкой школы
Р и совали мы в особом зале (он же
сл у ж и л д л я х и м и ч еск и х и ф и з и -
ческих опы тов). М ы срисовы вали
орнам енты , вазы , гипсовы е ф и гу -
ры . Я у д и в л я л ся , как это другим
ученикам удается так верно п ере-
давать оригинал, чего мне никак не
удавалось сделать. Ш ульц бы л де-
л и к атн ы й , до б р ы й человек, эти м
у ч е н и к и зл о у п о тр е б л я л и , м еш ая
ем у на уроках. Когда Ш ульц забо-
л е л (1 9 1 3 г.) и сл ег в больн и ц у,
С ём а и я оказали сь еди н ствен н ы -
м и ученикам и, навестивш им и его.
Дисциплина. Меры поощрения
О бращ ение к учителям и даж е
к служ и телю ш колы , небольш ого
роста человеку, потерявш ем у руку
н а Р у сско-яп он ской войне, им ело
о п р е д е л е н н у ю ф о р м у : го сп о д и н
учитель, господин служ итель (H e rr
Lehrer, H err S chuldiener). Д опуска-
лось обращ ение по ф ам илии учи -
теля: господин такой-то. К ак п р а-
ви ло, м еж ду у ч и тел ям и и у ч ен и -
кам и сущ ествовало холодное р ас-
сто ян и е, это о тн о си л о сь п р еи м у -
щ ественно к у чи тел ям нем ецкого
п р о и сх о ж д ен и я. У ч и теля н о си л и
ви ц м у н д и р ы в ви де тем н о -си н и х
сю ртуков с м едны м и пуговицам и.
Э та ф орма, как мне казалось, сво-
ей оф ициальностью создавала рас-
стояние м еж ду учеником и учите-
лем, она ж е как-то вл и ял а и на под-
д ер ж ан и е ди сц и п л и н ы , си м в о л и -
зи руя власть. А власть была. Ведь
в то время, о котором я пишу, ском -
п р о м ети р о в ав ш и й себя н е и с п р а -
ви м ы й ученик п одвергался остра-
к и зм у - и ск л ю ч ен и ю и з ш колы .
М ера эта бы ла устраш аю щ ей и эф -
ф ективной, т. к. социальная психо-
логия тогда бы ла иной, чем теперь,
и о тс у тст в и е о б р а зо в а н и я р езк о
сказы валось на общ ественном п о -
лож ен и и человека и возм ож ности
добиться успеха в ж изни.
К акова ж е бы ла в классе ди с-
ц и п л и н а? Я не пом ню н и одного
эксцесса на уроке за исклю чением
поведения м альчика Вейса. О н был
не вп олне норм альн ы м ребенком .
Б удучи во вр ем я урока удален из
класса за ненадлеж ащ ее поведение,
он бегал по коридору и трубил, под-
раж ая паровозу. З а его отклонения
от норм ы в классе его не лю били и
и зд е в а л и с ь н ад н и м : « В е й с вор,
у к р а л то п о р , п о л ез в окно, у п ал
в...». А н ти се м и т и зм а в к л а сс е не
77
История Петербурга. № 1 (29)/2006
предыдущая страница 76 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн следующая страница 78 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст