М
емуары
верти учитель вы зы вал к каф едре
во врем я урока похвальны х учени-
ков и заносил в их дневники зап и -
си в р о д е сл е д у ю щ е й : « Jo n a s is t
g e lo b t fü r E ifer ( F o r ts c h r itte ) in
ta tein isch e r S prache», т. е. «И он ас
засл у ж и л п охвалу за успехи в л а-
тинском язы ке». К оличество зане-
сенных в дневник похвал и порица-
ний отражалось в соответствующ их
рубриках четверти наряду с такими
к ак « F leiss u n d A ufm erk sam k eit» ,
«B etragen», «O rdnung», т. е. «П ри-
леж ание и внимание», «Поведение»,
«Аккуратность». Три последние руб-
рики аттестовались отметками, при-
чем двой ка за поведение служ и ла
предупреж дением о возмож ном ис-
клю чении из ш колы.
В торой вид поощ рений р азви -
вал в нас благородное честолю бие.
Е сли средний бал в четверти бы л
ниж е 4, то четверть заполнялась чер-
ны м и чернилами. Если средний бал
бы л не ниж е 4, но ниж е 5, то чет-
верть писалась красны м и чернила-
ми. Е сли ж е четверть состояла из
одних пятерок, то на нее ш ли золо-
ты е чернила (бы ли и такие). О тсю -
да названия «schwarze Zenzur», «rote
Zenzur», «goldene Zenzur» (черная,
красная, золотая четверть).
З а вр ем я обучен и я в ш коле я
и м е л д в е ч е р н ы е ч е т в е р т и , ч то
очень у язвляло меня. Н е знаю, как
отнестись к такой мере поощ рения
с педагогической точки зрения, но
м ен я она очень тян у л а вверх. О с-
т а л ь н ы е ч е т в е р т и у м е н я б ы л и
к р асн ы е. З о л о ты е ч етв ер ти в н а -
ш ем классе получал ученик Н и ко -
лай И заков, о котором дальш е бу-
дет речь.
Н е следует, однако, думать, что
по части дисциплины у нас не бы -
вало Ч П . О б одном из них, к о то -
ром у я до сих пор не перестаю уди в-
ляться, я расскажу.
Б ы л о это в четвертом классе.
П еред первым апреля кто-то из на-
ш их озорников внес предлож ение
сыграть ш утку «с первым апреля» и
не яви ться всем классом в ш колу.
П редлож ение было принято. О т его
вы полнения отказались только два
м а л ь ч и к а :
а н г л и ч а н и н
Д и к с
и
М иш а Салье. Салье был инвалидом:
его ноги не сги б ал и сь в ко лен ях ,
вернее, они бы ли согнуты наполо-
вину и не только не сгибались, но и
не разгибались, так ж е н еп одви ж -
ны бы ли и ступни. Х одил он на кос-
ты лях, волоча по земле поочередно
каж дую ногу. Л ицо было у него пры -
щ авое с конвульсивны м и движ ени-
я м и м ы ш ц во в р е м я р азго в о р а и
судорож ного смеха. Глаза см отре-
ли в разны е стороны, уходили под
лоб, когда он начинал говорить или
см еяться. П риходил он в ш колу в
со п р о во ж д ен и и к ак о й -то ж ен щ и -
ны, которая несла его портфель. Б ы л
он способный ученик, знал несколь-
ко язы ко в и обладал незаурядн ой
пам ятью и ф антазией и сверх того
независим ой сильной волей. О н и
я сидели в классе на соседних партах
в п ер во м ряду. С алье, п о л ь зу я сь
моей слабохарактерностью , порабо-
ти л меня, заставляя носить за ним
портфель, провож ать его домой (он
ж ил, как и я, на 7-й линии В асиль-
евского острова, в доме на углу А ка-
демического переулка, ж ил в квар-
тире своего деда, врача, п роф ессо-
р а Ш тан ге), за с та в л я л в ы с л у ш и -
вать его рассказы . < .
..> Р ассказы -
вал он о том, что у него неж ны й ро-
ман с девуш кой Н атой, которая его
очень лю бит; что он во внеш коль-
ное врем я работает ж океем на и п -
подроме, где его на бегу лош ади заб-
р асы ваю т на беговую д ву ко л к у и
т. п. А я вери л ему и рассказы вал
все это р о д и тел ям , ко то р ы е надо
мной смеялись, упрекая м еня в сла-
боволии и прислуж ничестве. Впос-
ледствии С алье окончил факультет
в о с т о ч н ы х я з ы к о в и п е р е в е л н а
русский язы к арабские сказки «Ты-
сяча и одна ночь».
Так вот, когда утром 1-го апре-
л я в класс я в и л с я учитель, то н и -
кого кром е Д икса и С алье в классе
не оказалось. Б ы ло наряж ено след-
ствие. Н а следую щ ий день в класс
я в и л с я директор П антениус и н а-
ч а л до п р о с, в ы зы в а я по о черед и
каж дого ученика и требуя вы дачи
зач и н щ и к о в. К о н ч и л о сь тем, что
нам бы ло велено яви ться в ш колу
в воскресны й день под угрозой от-
числен и я из ш колы в случае н еяв-
ки . М ы я в и л и с ь . В к л а сс в о ш ел
учитель русского я зы к а Синю хаев
и задал нам п и сать сочи н ен и е на
тему: «К акую роль в ж и зн и чел о -
века играет стадное чувство».
Ещ е один вы ход ящ и й за р ам -
к и о б ы ч н о го сл у ч ай , к о т о р ы й в
наш е врем я не обратил бы на себя
вн и м ан и я адм и ни страц и и ш колы .
В дом е по соседству с н аш ей
ш к о л о й р а зм е щ а л о с ь и ж е н ск о е
отделение. В один из весенних дней
в откры тое окно одного из классов
вл етело со двора яб локо, оберн у-
то е в б у м а ж к у с н ад п и сь ю « D er
S chönsten», т. е. «П рекраснейш ей».
К ак и следовало ож идать, реакция
д е во ч ек в п о л н е со о т в е т с т в о в а л а
греческом у м иф у: в классе девочек
начался раздор - ком у из них дол-
ж н а п ри н адлеж ать честь А ф роди -
ты. С егодня этом у инциденту вряд
ли бы ло бы придано значение, од-
нако нем цы педантичны , началось
д о зн ан и е среди м ал ьч и к о в . П р о -
казником оказался м ой однокласс-
н и к В ай ш ен к ер . Д и р ек то р ве л ел
ему яви ться на следую щ ий день в
ш колу в наилучш ем парадном кос-
тюме. В этом виде его ввели в класс
девочек и п ред лож и ли и сп олн и ть
роль П ариса.
Закан чи вая тему дисциплины ,
хочу отдельно сказать о сквернос-
ловии. Э тим сейчас греш ат у нас и
б о л ьш и е, и м ал ы е, к а к о й -т о век
сквернословия. Н о в начале наш его
века сквернословие было достояни-
ем, главны м образом, определенных
категорий лю дей. Н е знаю , как их
квалиф ицировать, но язы к отметил
это поговорками: ругается, как ло-
м о во й и зв о зч и к . Т очно так ж е в
начале века м ож но было услыхать:
пьян как сапожник. < .
..> С квернос-
ловие в нем ецкой ш коле не процве-
тало, хотя наш ло себе эрзац в язы -
ке. У нас на этот случай был услов-
н ы й лекси кон . Трудно о бъ ясн и ть
его происхож дение. Х отя нейтраль-
ное звучан и е изобретенного нам и
ж аргона не мож ет оскорбить непос-
вящ енного, я, тем не менее, не реш а-
ю сь его здесь воспроизвести.
Продолжение
в следующем номере
1 С ей ч ас здесь н ах о д и тся А д м и н и стр ац и я В аси л ео стр о вско го р ай о н а С ан к т -П е -
те р б у р га .
2 в бу д у щ ем
(лат .).
3 Ч астн ая ги м н ази я М . Д. М о ги л ян ск о й п ом ещ алась в д. 43 по 4-й л и н и и В. О.
4 А вто р ж и л в д в о р о в о м ф л и ге л е д. 36 по 7-й л и н и и . Ф л и г е л ь сн есен в кон ц е
1990-х гг. Л ар и н ск ая ги м н ази я расп о л агалась в д. 15 по 6-й л и н и и В .О .
5 В ы ск азы в ан и е п р и н ад л еж и т гр еч еск о м у к о м е д и о гр а ф у М ен ан д р у и в н ем ец -
ком п ереводе бы ло п оставлен о И . Гёте в качестве эп и гр аф а к его авто б и о гр аф и и «Aus
m einem L eben. D ic h tu n g u n d W ah rh eit» (T übingen; S tu ttg a rt, 1 8 1 1 -1 8 2 2 ).
79
История Петербурга. № 1 (29)/2006
предыдущая страница 78 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн следующая страница 80 История Петербурга №29 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст