идем и некотором отдалении за
этим поездом и вступаем иа Ста-
рый Невский.
.. По левой стороне
улицы мы подходим к обширной
площади, называемой Конной от
производящегося на ней в опреде-
ленные дни конского торга и слу-
жащей для исполнения публичной
казни, производимой всенародно.
Процессия останавливается, сол-
даты окружают эшафот кольцом, и
на него входит чиновник, читаю-
щий приговор. Если осужденный
“привилегированного сословия",
палач ломает над его головой шпа-
гу, если же он “не изъят по закону
от наказаний телесных”, то над ним
совершается казнь плетьми. Палач,
вооруженный плетью, становится
в нескольких шагах от обнаженно-
го но пояс и привязанного в соот-
ветствую щ ем полож ении о суж -
денного и, крикнув: “ Подержись,
ожгу!” - начинает наносить удары,
определенные в приговоре, после
чего истерзанного везут в тюрем-
ный лазарет, а по выздоровлении
заковываю т в ручные и ножные
кандалы, вы ж игаю т на лице его
клеймо и ссылают в Сибирь. М ы
проходим быстро мимо этого от-
талкиваю щ его и развращающего
зрелища, уничтож енного лиш ь в
1863 году, вместе с варварским на-
казанием шпицрутенами»4.
Следую щ ий отрывок взят из
романа В. В. Крестовского «Петер-
бургские трущобы». В нем говорит-
ся о трагической ситуации, в кото-
рой оказалась одна из героинь ро-
мана. «Вот на статны х и рослых
конях, плавно покачиваясь, высту-
пают жандармы с обнаж енными
саблями, а за ними гарнизонный
офицер и два барабанщика, кото-
рые на каждом перекрестке начи-
нают выколачивать тот отврати-
тельнодействующий на нервы бой,
который обыкновенно раздается,
когда расстреливают или вешают
человека или когда ведут его к по-
зорному столбу на эшафоте. За ба-
рабанщиками - каре штыков, а по
бокам процессии - опять-таки стат-
ные кони жандармов, и посреди
этого конвоя медленно подвигает-
ся вперед, слегка покачиваясь в
стороны, позорная колесница, на
которой высоко утвержден доща-
ты й черный помост, на помосте
столб и скамейка, а на скамейке
сидит человеческая фигура - за-
тылком вперед - в черной шапоч-
^ / а д ы и п а р к и П е т е р б у р г а
ке и в безобразном сером армяке
без воротника - для того, чтобы
лицо было больше открыто, чтобы
нельзя было как-нибудь спрятать
хоть нижнюю часть его. Руки этой
фигуры позади туловища прикру-
чены назад, а на груди повешена
черная доска с крупной белой над-
писью:
“За покушение к убийст ву”.
За позорными дрогами едут два
заплечных мастера: один - призе-
мистый и молодой, другой - ры-
жебородый, высокий и плечистый,
- оба в надлежащем костюме, при-
личном этому обстоятельству, и
везут они с собою, для проформы,
“ск р и п к у ” - узенький черный
ящик, в котором хранится “инст-
румент”, то есть казенные клейма с
принадлежностью и ременные пле-
ти; за палачами едут - полицейс-
кий пристав, исполняющий казнь,
и секретарь со стряпчим, а позади
их - свящ енник в эпитрахили и
скуфейке, с крестом в руке; и, на-
конец, все это шествие замыкается
толпою любопытно глазеющего на-
рода, который валом валит вслед
колеснице и порывается во что бы
ни стало заглянуть в лицо преступ-
нице, чтобы поглядеть, “какая та-
кая она есть из себя-то”.
...Тихо и долго тянется позор-
ный путь осужденной, от Литовс-
кого замка до Конной площади, по
которому надо проехать, с подоб-
ным триумфом, целые пять верст,
а эти пять верст покажутся на це-
лую вечность человеку, сидящему
на высоком черном помосте, и про-
ехать их надо по самым большим и
людным улицам - от Офицерской,
пересекая Вознесенский проспект,
на Большую Мещанскую, оттуда по
Гороховой, затем на Загородный
проспект и по Владимирской пло-
щади через Колокольную на Н и -
колаевскую, а там - вдоль Невско-
го и М осковской железной доро-
ги, оттуда уже поезд заворачивает
налево, по Лиговке, к своей конеч-
ной цели - на Конную площадь, -
целые десять людных улиц, избран-
ных для увеличения позора осуж-
денного преступника.
Н аконец поезд остановился
посредине Конной. Два палача от-
вязали руки (
1
М) и, сведя с помос-
та, ввели ее в каре военного кон-
воя, пред эшафот, окруж енный с
четырех сторон штыками, за кото-
рыми волновалась прихлынувшая
толпа народа.
Секретарь в гражданском мун-
дире выступил вперед и вынул из
кармана свернутый лист бумаги.
- Слушай, на кра-ул! - разда-
лась воинская команда - и ружья
конвоя отчетливо-резко звякнули
в воздухе. Барабаны ударили “по-
ход", и через минуту, когда замолк
их грохот, до слуха толпы отрывоч-
но стали долетать слова читаемой
секретарем бумаги: “ П о указу.
..
суд.
.. за покушение к убийству.
.. на
основании статей.
.. положили.
..” И
далее - все, что обыкновенно чи-
тается в этих случаях.
- Слушай, на пле-чо!.
.
И, приложив к губам ее распя-
тие, он |священник] отошел в сто-
рону. Тогда два палача, в своих
традиционных красных рубахах и
в черных плисовых шароварах, с
высокими сапогами, взяли осуж -
денную под руки и по лестнице
взвели ее на помост черного эша-
фота. Барабаны снова зарокотали
ужасающий живую душу бой к эк-
зекуции.
..
(Ы) подвели к высокому чер-
ному столбу, продели ее руки в
железные кольца, прикрепленные к
этому столбу цепями, и, надвинув
их до самых плеч, под мышки, ос-
тавили ее на позорном месте.
Осужденная, слегка приподнятая
этими кольцами кверху, как-то по-
висла всем телом у своего столба.
Ветер слегка колыхал ее черное
платье и полы серого армяка. Тол-
па уже в немом молчании глядела
теперь на эту серую фигуру с дос-
кой на груди. М ногие головы об-
нажились, многие руки поднялись
к челу, творя крестное знамение.
Э ти лю ди м олились за своего
ближнего - за “несчастную", голо-
ва которой все время была подня-
та кверху, глаза тоже устремлены в
пространство и пристально смот-
рели в летнее небо, слегка подер-
нутое туманом, чтобы не видеть ни
эшафота, ни толпы - свидетельни-
цы позора, и никого и ничего в це-
лом мире.
..
По прошествии десятнминут-
ного срока акт политической смер-
ти был исполнен.
.. Военная коман-
да после отбоя удалилась с площа-
ди, где остались одни полицейс-
кие, и народ, не видя уже перед со-
бою сдерживающего оплота, вол-
нами отовсюду хлынул к арестант-
ке. На многих женских глазах вид-
нелись слезы - и трудовые, убогие
И т ю / ш я П е т е р б у р г а . ЛЬ 2 ( 3 0 )/ 2 (Ю в
предыдущая страница 9 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн следующая страница 11 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст