с т о р и я у ч е б н ы х з а в е д е н и й
В период работы у В. Г. Хлопана она одновременно работ ала в городской комиссии по водоснабжению (в 1911-
1913 гг.)', занималась разработкой дезинф ицирующ их препаратов. В 1916 году В. Г. Хпопин, будучи увлеченным
исследователем и самоотверженным человеком, принимал участ ие в работ е по оказанию медико-санит арной
помощи воинам, бежавшим с Кавказского фронта. В т яж елейш их условиях эпидемий, массовой смертности
медицинский отряд в течение т рех месяцев совершал переход на расст ояние 2000 к.ч по грунтовым дорогам,
исследуя воду, организуя пункты питания, ведя борьбу с заболеваниями брюшным тифом, холерой, дизент ери-
ей, малярией, сыпным тифом.
Совместная работ а и единомыслие связали ее с замечат ельны м врачом-гигиенист ом Андреем Ф омичом
Сулима - Самойло (1874-1933), ставшим ее другом и мужем (к тому времени брак с В. А. Лубянским распался).
Большую роль сыграли в период посчереволюционной разрухи их совместные работы по изысканию местных
пищевых ресурсов (■•Малоизвестные съедобные грибы», «Съедобная ботва огородных растений северной полосы
России», «Съедобные дикорастущие растения северной полосы России» и др.).
М ария Павловна преподавача в институте им. П. Ф. Лесгафта и одновременно (с 1919 по 1930 год) работала
на кафедре гигиены пит ания и пищеварения при Ленинградском институте усовершенствования врачей.
В 1930 году она по приглашению Наркомздрава Украины переехала в Харьков и там работ ала заведующей
сектором гигиены питания Украинского института питания. Она написала ряд книг и статей о гигиенически
правильном приготовлении пищи («Н аучные основы кулинарии», 1934; «П олуф абрикат ы в общественном пи -
тании» и пр.). Вместе с А. Ф. Сулима-Самойло занималась работами по изучению ацидофильного молока. Она
вела популяризат орскую работ у (с 1923 по 1931 год в печати появачось более 200 ее ст ат ей), преподавача в
Институте усовершенствования врачей и Военно-хозяйст венной академии. Ж ача она в поселке Высоком под
Харьковом вместе с четырьмя своими внуками. Там и застала ее война и немецкая оккупация. Вероятно, глубо-
кое уваж ение населения, воля и самообладание этой удивит ельной женщины помогли переж ить то страшное
время и сохранить детей.
Дневниковы е записи М. П. Д убянской относятся к периоду ее детства и юности (с 1881 по 1894 год). В
журнале, публикую т ся ее воспоминания о времени обучения в Екатерининском институте.
Здание Екатерининского инст итут а бычо построено в 1 8 04-1807 годах по проект у Дж акомо Кваренги.
Строилось оно на месте стоявшего там прежде ит альянского дворца Екатерины
/.
Сегодня оно вошло в ряд
извест нейш их классических построек нашего города и принадлеж ит Российской национальной библиотеке.
Но строилось оно для привачегированного женского учебного заведения, где должны были обучаться дочери
офицеров,
-
Екатерининского женского института.
Так же, как сегодня, посетители попадачи в него через парадный вход, расположенный в центре за колоннадой.
Но в отличие от сегодняшнего дня, здесь были постоянные обитатели, на долгие годы поселившиеся в его стенах.
Там проходила жизнь отданных в институт девочек, там они учились, взрослели, проводачи часы своего досуга,
гуляли в саду, располож енном за зданием института. О том, как пост упали в институт, как жили, учились,
развлекались «институтки», рассказывает в своих замет ках М. П. Дубянская.
О
годах у іе^м в Екатерининском
М. П. Дубянская
институте
'
1
*®от настал день экзаменов.
1
сеД аки очень волновалась, от
волнения не помню, как и с кем я
туда ехала, как приехала. Помню
только темноватый класс на пер-
вом этаже, с окнами в огромный сад
вроде парка. Большие дубы и липы
начинались так близко от окон, что
делали класс темным. Помню, что
писала диктовку по-русски, помню
вопросы по географии, а дальше
ничего не удержалось.
После экзамена помню себя с
папой и мамой, входящими в при-
емную к начальнице. Помню, что
папа начал говорить с начальницей
института по-французски, а он был
по матери француз и язык знал в
совершенстве. Сначала он ей пред-
ставился, потом представил маму
и меня, и они начали говорить обо
мне. О казы вается, я выдержала
большинство экзаменов в 4-й класс,
но допустила грубую ошибку в дик-
товке, написав слово «узкую* че-
рез «ц* (уцкую ). П о географии я
проявила малые знания, сказав, что
С ибирь принадлеж ит самоедам.
Начальница сообщила родителям,
что мне предстоит еще привыкнуть
к новому режиму. Поэтому она по-
советовала начать мою учебу в ин-
ституте не с 4-го, а с более младше-
го, 5-го класса.
Через пару дней или недель, в
один светлый августовский день
мама привезла меня опять в инсти-
тут. В швейцарской мы обнялись и
простились. Я видела, как огромная
дверь тамбура медленно закрылась
за ней, и я осталась одна, трепещу-
щая и чуть живая от страха. Там, в
швейцарской, стояли еще несколь-
ко новеньких девочек, но они все
были меньше меня. В 5-й класс ока-
2 0
И с п и у ш я П е т е р б у р з і. М 2 ( 3 0 ) / 2 0 0 6
предыдущая страница 21 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн следующая страница 23 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст