M
с т о р и я у ч е б н ы х з а в е д е н и й
В.
Я. Ионас
Уіемвуклл школа*
Очерк
с
£
l
\
Учителя
Генкель вел у нас природо-
(Naturkunde), а позднее -
ботанику (Pflanzenkunde) в первых
классах. Генкель был в школе явле-
нием исключительным, главным
образом потому, что в нем не было
ничего «официального», чопорно-
го. Даже вицмундира он не носил.
Его речь на уроке лилась импрови-
зационно, движения были раско-
ванные, энергичные, живые. Он
скорее читал лекции, чем вел урок
в школе, читал увлеченно, с явной
любовью к предмету. Для младших
классов такой метод преподавания
был неожиданным, во всем сказы-
вался не просто учитель, но энтузи-
аст своего дела. Таким я помнютоль-
ко еще одного из наших педагогов -
Василия Васильевича Струве, бу-
дущего академика. А. Г. Генкель не
мог усидеть на кафедре и вел лек-
цию, курсируя между кафедрой и
классной доской, увешанной на-
глядными пособиями. Настроение
его всегда было ровное, приподня-
тое, можно сказать, радостное. До
сих пор не могу понять, почему я не
загорелся в то время интересом к
ботанике и биологическим наукам,
который проснулся во мне лишь в
зрелые годы, когда я понял, что от-
влеченное философское мышление
(которым я увлекался) не может
привести к истинному знанию ина-
че, как на почве естественных наук.
Вина лежит на мне, если уместно
говорить о вине там, где мы имеем
дело с законами индивидуального
развития человека.
Каковы же были мои удивле-
ние и радость, когда я спустя по-
чти семьдесят лет увидел на книж-
ном лотке в одном из вестибюлей
метрополитена небольш ую кн и -
жечку с прекрасным портретом
А. Г. Генкеля на обложке, изданную
Академией наук С С С Р в 1981 году.
Из этой книжки я узнал, что сын
моего учителя Павел Александро-
вич Генкель, который учился в
моей школе двумя классами ниже
меня, составил интересную биогра-
фию отца. Я помню А. Г. Генкеля
таким, каким он изображен на об-
ложке книги.
Первый учебник, который мы
раскрыли по предмету А. Г. Генкеля
в первом классе, был «Naturkunde.
Einfürung in die Botanik* (Leipzig,
1910), иначе говоря, природоведе-
ние, введение в ботанику. Книга эта
лежит передо мной. Она состоит из
двух частей:
1
) учение о природе,
распадавшееся на три отдела - твер-
дые тела, газообразные тела и жид-
кости:
2
) ботаника из пяти разде-
лов - семя, корень, лист, стебель
(ствол) и цвет.
OTTO
SCHMEIL
G R U N D R I S Z D E R
PFLANZENKUNDE
Во втором классе Генкель чи-
тал нам ботанику, которая изуча-
лась нами по отличному учебнику
«Grundriss der Pflanzenkunde von
Professor O tto Schm eil» (Leipzig,
1912), изданному на хорошей бу-
маге в плотном красивом перепле-
те и снабженному массой иллюст-
раций, в том числе десятью красоч-
ными на меловой бумаге. В книге
было три раздела:
1
) растения на-
© runörifo
öer P fla n
3
enfunöe
>
iWW
»
l M
profeffor Dr. Otto Sdjmeil
ОШ
И |«*Чя bM. о*
ш *****
«qtto—
1*0
*t(U« ••• «a«Ut * Вии u (ііцц
шей родины (имеется в виду Гер-
мания);
2
) растения зарубежных
стран; 3) о строении и жизни рас-
тений. Напечатана книга, как и
«Naturkunde.
..*, приняты м в то
время готическим шрифтом.
Инспектор Коппэ
Я уже сказал, что Коппэ был
инспектором школы, т. е. заведую-
щим учебной частью по современ-
ной терминологии. Почему он удо-
стоился этого звания, я не знаю, он
не производил впечатления обра-
зованного человека, казался скорее
надсмотрш иком. Н ем н огослов-
ный, необщительный, строгий, раз-
дражительный, он своим характе-
ром до некоторой степени напоми-
нал Крогсена. Однажды на уроке
географ ии, кажется, во втором
классе6, будучи выведен из себя
каким-то не запомнившимся мне
действием ученика, не очень предо-
судительным, он с такой силой уда-
рил деревянной указкой по его
парте, что сломал свою ферулу7.
М не кажется, что если бы у нас в
ш коле
практиковались,
как
в
* Продолжение. Начало в № 1 (29) за 2006 г.
27
И с т о р и я И е т с/и н /р /а .
Л »
2 ( 3 0 ) / 2 0 U 6
предыдущая страница 28 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн следующая страница 30 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст