с т о р и я у ч е б н ы х з а в е д е н и й
Ш вейцарии и Англии, телесные
наказания (кстати говоря, ферула
когда-то служила для этой цели),
то экзекуторами были бы назначе-
ны Крогсен или Коппэ. Задавать
ему какие-либо вопросы вне клас-
са было бесполезно, так как ответ
его
всегда
был
однослож ен:
«Abwarten, Zusehen* (т. е. «подож-
дем - увидим *). Когда ученик,
бывало, попросится во время уро-
ка выйти из класса по известной
надобности,
Коппэ
говаривал:
«Schneller, dam it kein M alh eu r
passierte* («скорее, во. избежание
несчастья»). Ничего более приме-
чательного я о нем не помню.
Учил нас Коппэ географии в
первом и втором классах. В первом
классе мы знакомились с учением
о Земле по учебнику «Erdkunde in
konzentrischen Kreisen von J. Gydé»,
St. Petersburg. Учебник распадался
на два раздела: 1 ) Земля как небес-
ное тело; 2) страны света. В этом
учебнике на странице
102
мы чита-
ли о том, что население М осквы
составляет
1
миллион человек,
Санкт-Петербурга - 1,5 миллиона,
а на странице 123 - что у норов взду-
тые губы и что «особенно безобраз-
ные* люди на Земле - это готтенто-
ты и бушмены. Учебник (он сохра-
нился у меня) хорошо иллюстри-
рован. В качестве достопримеча-
тельности Н ью -Й ор ка показано
12-этажное здание. Особенно пора-
зило мое воображение изображе-
ние корабля за чертой горизонта:
была видна только верхняя часть
мачт. Во втором классе учебником
служило «Руководство по препода-
ванию географии* (Leitfaden für den
U nterricht in der Geographie von
Fr. W ilh. Kellner, Reval, 1908)8.
Георгий Титович Синюхаев
Преподаватель словесности и
русской литературы Георгий Тито-
вич Синю хаев, человек военной
выправки, носивший форму каза-
чьего офицера, роста выше средне-
го, жгучий брюнет, отличался спо-
койными, неторопливыми, уверен-
ными и почти величественными
движениями. Несмотря на это, он
не был похож на школьного менто-
ра, в его манере было что-то есте-
ственно-простое,
размеренное,
вселявшее уважение и доверие,
при полном отсутствии признаков
приспособления к среде. За все
время его обучения не было слу-
чая, чтобы он повысил голос, спо-
койствие в классе устанавливалось
само собой. Однажды, во втором
или третьем классе, Синюхаев по
ходу урока обратился к нам с воп-
росом: «Мужики пошли - куда?* -
и я в нарушение дисциплины, не
поднимая руку, с места выпалил
неожиданно для самого себя: «В
казёнку*. Казёнкой в то время ко-
ротко называй и казённую, т. е. вин-
ную лавку. Эти лавки звали также
«монополькой*, так как торговля
водкой составляла государствен-
ную винную монополию. Синю ха-
ев сделал паузу, строго посмотрел
на меня и постучат указательным
пальцем по журналу. Сдержанная
реакция Г. Т. Синюхаева и его жест
указательным пальцем запомни-
лись мне на всю жизнь, а Крогсен
влепил бы мне за мою вы ходку
«тадель*, который я вполне заслу-
жил, хотя я и не понимал смысла
того, что сказал.
Г. Т. Синю хаев преподавал
свой предмет интересно, не только
передавая нам знания, но приобщая
нас к русской литературе и куль-
туре X IX века как явлению высо-
кому. Он не вбивал в нас заштам-
пованные «образы героев*, требуя
запрограммированного ответа, эти
образы жили в нас одухотворенно.
М ы с интересом писали сочинения
и рефераты о направлениях в ис-
тории русской литературы и типах
русского человека, о произведени-
ях русских классиков, вчитываясь
в размышления Белинского и Доб-
ролюбова, жили чувствами героев
Островского; рефераты читались и
обсуждались в классе. М ы учились
мыслить, а в нашей памяти сохра-
нились лучшие произведения Ку-
кольника, Марлинского, Лажечни-
кова, Загоскина, Гоголя, Н икити-
на, Некрасова, Кольцова, Григоро-
вича, Писемского, Данилевского,
Ч ерны ш евского, Д обролю бова,
Писарева, Белинского, Салтыкова-
Щедрина. На всю жизнь сохрани-
лись впечатления о «Гуттаперче-
вом мальчике*, «Прохожем», «Ан-
тоне-горемыке*. «Пахаре» Григо-
ровича, а что говорить о творени-
ях И. С. Тургенева, А. И. Гончаро-
ва, Л. Н. Толстого, Ф . М . Достоев-
ского! Это была эпоха романтичес-
кой, возвышенной жизни и станов-
ления человеческого духа. Благо-
даря Г. Т. Синюхаеву я всю жизнь
продолжал общ ение с русскими
классиками.
Помню, как после летних кани-
кул 1915 года Г. Т. Синюхаев вошел
в класс, помолчал немного, распо-
ложившись на кафедре, и проник-
новенным голосом начал урок сле-
дую щ ими словами: «Каждый раз.
когда я приступаю к чтениям об
Александре Сергеевиче Пушкине, я
испы ты ваю чувство волнения и
трепет*. Э то было вдохновенное
введение в храм, где горел светоч
нашего Поэта, и Г. Т. Синюхаев не
один год водил нас по этому храму.
Он издал несколько учебных посо-
бий по русской литературе, нечто
вроде хрестом атий, в которых
фрагментарно публиковались про-
изведения русских классиков. Не
знаю, был ли правилен этот педа-
гогический прием, ведь он мог слу-
жить соблазном для лентяев изу-
чать русскую литературу только по
хрестоматиям.
Георгий Титович был коррек-
тором нашей речи и всегда поправ-
лял ее стиль. Ученики начинали
обычно изложение заданного уро-
ка со слова «значит*. И сейчас
можно слышать эту интродукцию
перед тем, как человек начинает
говорить, отвечать, вспоминать
что-либо. «Никогда не начинайте
свою речь словом “значит”, - пре-
рывал нас учитель. Иногда он сме-
шил нас с серьезным видом. Если
в оправдание ученик говорил: «А я
думал.
..», то слышал в ответ: «Ду-
мала - юмала, вышла пергала*9.
Г. Т. Синю хаев, как и другие
преподаватели, свободно препод-
носил свой предмет, самостоятель-
но распределяя материал годичной
программы без опеки со стороны
компетентных или полукомпетен-
тных инстанций, без официальных
отчетов перед начальством. Кажет-
ся, что эту отчетность заменяли
записи в ж урнале о пройденном
материале. Я не помню никаких
контрольных посещений уроков,
исклю чения составляли случаи,
когда преподавание вел неопыт-
ный, начинающий учитель. Тогда
за последней партой могла по-
явиться фигура директора школы.
Синю хаев был единственным
из всех учителей, который после
Февральской революции 1917 года
и свержения с престола царя Н и -
колая II, явившись в класс, нашел
в себе мужество начать урок не-
И с т щ ш я И г т е р б у р т . М 2 (.'1 0 )/ 2 0 0 6
предыдущая страница 29 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн следующая страница 31 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст