с т о р и я у ч е б н ы х з а в е д е н и и
большим политическим вступле-
нием, характеризовавшим его от-
ношение к событиям. Вступление
это было сделано в простой ясной
манере Сннюхаева, я помню из него
только начальную фразу: «Свер-
шилось то, что рано или поздно
должно было свершиться*. Все ос-
тальные преподаватели отгороди-
лись от нас глухой стеной молча-
ния. Синю хасв не был, конечно,
революционером, как и не был мар-
ксистом вроде А. Г. Генкеля, но мы
никогда не слыхали от него слов в
защиту царского режима в про-
шлом или настоящем.
Я считаю нужным отметить в
преподавании Г. Т. Сннюхаева его
стремление к разностороннему раз-
витию учащихся. Он развивал в нас
память. Тому, кто брался прочесть
перед классом 500 строк из стихот-
ворений русских классиков, он за-
писывал в дневник похвалу, а в жур-
нале ставил пятерку. Я сумел пре-
одолеть этот барьер, хотя при чте-
нии несколько раз запнулся. Отме-
чу также его прием вызвать в нас
интерес к классической литерату-
ре: на уроке практиковались кол-
лективные чтения А. Н. Островско-
го и А. С. Грибоедова с распределе-
нием ролей между учащимися. Так,
например, мне при чтении «Доход-
ного места* Островского досталась
роль Жадова, и я лез из кожи, ста-
раясь изобразить его душ евны е
страдания. Не могу забыть и того,
как в последнем действии «Горя от
ума* (явление
10
-е, разъезд), когда
Чацкий прерывает на полуслове
лакея, вызывающего для него каре-
ту, рассеянный и ф легматичный
ученик Миквиц протянул свое «Ка-
аре-е.
..» так, что вызвал всеобщий
смех. Г. Т. Синюхаев молчал при
этом, предоставляя нам возмож -
ность разрядки. Это был мудрый
учитель, завоевавший уважение и
любовь учащихся.
В заключение об этом замеча-
тельном учителе я хочу отметить,
как отразились его уроки на моем
духовном становлении. А получи-
лось вот что: в моем сознании ли-
тературные явления Х У Ш - Х 1 Х
веков, представленные, казалось
бы, в разрозненном виде творени-
ями отдельных писателей, образо-
вали сплав великой русской лите-
ратуры и культуры, который зак-
репила в моем сознании отличная
монография профессора Овсянн-
ко-Куликовского «История рус-
ской интеллигенции*. Развитие
моей личности питалось, главным
образом, этими источниками.
По окончании школы я, не осоз-
нав еще своего призвания (я знал
только, что я гуманитар и мечтал
об университете), пришел на квар-
тиру за советом к Георгию Тито-
вичу. Он был тогда уже болен ту-
беркулезом легких, вскоре его по-
губившим.
Г. Т. Синю хаев дал мне совет
поступить на историко-филологи-
ческий факультет, и я ему после-
довал. Но во мне жил Вильгельм
Мейстер, я стал менять свой вы-
бор, который к тому времени не
созрел у меня, и менял не раз, а те-
перь убежден, что мое место было
именно на историко-филологичес-
ком факультете.
Владимир Федорович
Ф ельдман
М атем атик В. Ф . Ф ельдман
вел наш класс многие годы. Каза-
лось бы, можно было привыкнуть
к нему, его манере держаться, его
строгости, но нет, в нем была черта,
которая внушала - не знаю, всем
ли, мне, по крайней мере, - страх.
Способствовало этому чувству и
то, что математика давалась мне
трудно, и при всей добросовестно-
сти в учении я чувствовал себя не-
уверенно у доски.
В.
Ф . Фельдман преподавал од-
новременно у нас и в
РейтвсЬиІе.
Только что закончив там урок, он
садился на извозчика, дежуривше-
го у школы, и мчался к нам, поспе-
вая точь-в-точь к нужному часу без
опоздания. Видимо, по этой при-
чине его появление у нас в классе
носило следы спешки, являясь как
бы финишем марафона. Он быст-
ро входил в класс, быстро шел к
кафедре, вы нимал из портфеля
нужные атрибуты и с лицом сосре-
доточенным, казавшимся мне сер-
дитым, принимался за урок. Мане-
ра спешки, суровый взгляд рожда-
ли во мне безотчетное беспокой-
ство, которое заставляло сильнее
биться мое сердце. Это состояние
мое усиливалось, когда он из бо-
кового кармана вынимал записную
книжку, в которую заносились све-
дения об опрошенных учениках с
оценками их ответов, и мне каза-
лось, вот-вот прозвучит грозное
«Jonas, zur Tafel* («К доске!*). И
только звонок, возвещавший конец
урока, приносил мне облегчение,
снимая напряженность.
В.
Ф . Фельдман любил давать
ученикам клички. Увидав на парте
Хагельманна книж ку Ф енимора
Купера с рассказами об индейцах,
он
вызывал
его
к доске так:
«Indianerhäuptling, zur Tafel*, то
есть «Индейский вождь, к доске!*.
Вы скочку Ф ридланда он звал
«fünftes Rad am Wagen* («Пятое
колесо в телеге*). Я был у него
«Prophet Jonas* - библейский про-
рок, по легенде, проглоченный ки-
том. М оя кузина, учивш аяся в
St. Petrischule у того же Фельдма-
на, говаривала мне: «Он не любит
тех, кто его боится, и всегда хорош
со мной». Она сама была хороша
собой, так, может быть, это тоже
способствовало хорошим отноше-
ниям со строгим математиком?
В 1914 году, когда разразилась
война с Германией, наши квасные
патриоты не придумали ничего
другого, как перевести преподава-
ние в немецких школах на русский
язык. Это поставило некоторых
учителей, в том числе Фельдмана,
в затруднение. Так, например, под-
ходя к классной доске, он говорил:
«А теперь будет написать*. На ли-
цах других немецких учителей я
читал выражение оскорбленного
достоинства, а в их поведении -
отчуждение от окружающей среды.
Некоторые из них, более смелые, в
том числе директор П антениус,
позволяли себе нарушать запрет и
обращались к нам с немецкой ре-
чью. О днако и это было вскоре
пресечено, так как нашлись учени-
ки, которые сочли своим патрио-
тическим долгом донести на этих
нарушителей.
У В. Ф . Фельдмана сказывалось
пристрастие к латинским афориз-
мам или, быть может, он хотел по-
казать свое знание латыни. Я помню
одну из его поговорок - увидев ря-
дом двух лентяев, он говорил обыч-
но: «Pares cum paribus facillim e
congregantur*. то есть «Ровни лег-
ко сходятся*. М ы уже видели, что
Фельдман любил давать учащимся
клички, выражающие его, я бы ска-
зал, некоторое высокомерие к тем.
кто ниже его. Видимо, по этой при-
чине он отказался следовать приня-
тому в нашей школе правилу обра-
щаться к ученикам, перешедшим в
ІІгпіо/чіи ІІгтгіюці>/<і.
.V
2 (30)/2006
предыдущая страница 30 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн следующая страница 32 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст