ключеннем того, что я развивал
при этом теорию познания Канта.
Меня поразила своей неожиданно-
стью способность Василия Василь-
евича бурно реагировать на поме-
хи в его занятиях: во время нашего
разговора в соседней комнате ра-
зыгралась какая-то конфликтная
ситуация между детьми, они кри-
чали, и тут Василий Васильевич
очень сердито прикрикнул на них
со своего места, угрожая наказани-
ем. Мне показалось это несовмес-
тимым с моим априорным пред-
ставлением о его невозмутимости,
и я понял, что еще мало знаю его.
Другой раз я посетил его в на-
чале 1960-х годов на его академи-
ческой квартире. Когда я предвари-
тельно позвонил по телефону, жен-
ский голос как-то странно ответил
мне: «Он не подходит к телефону*.
Я не знал, что В. В. Струве был при-
кован к креслу-каталке из-за болез-
ни ног, вызванной сидячим образом
жизни за письменным столом. Я
попросил разрешения навестить
его, мне разрешили. Наша встреча
было недолгой. Я преподнес Васи-
лию Васильевичу мою только вы-
шедшую книжку по правовым ас-
пектам творчества, был приглашен
к чайному столу, чувствовал себя
очень неловко, так как мое посеще-
ние академика в часы его работы
показалось мне неуместным. За сто-
лом никто, кроме Василия Василь-
евича, не говорил, и я оценил его
гостеприимство и светскость.
Вскоре после этого Василий Ва-
сильевич ушел из жизни: в 1965 году
гангрена нош свела его в могилу.
Директор школы
Пантениус
Хотя с директором школы мне
очень редко приходилось встре-
чаться лицом к лицу - он словно
жил где-то за кулисами в загадоч-
ном мире и не общался с нами. - но
он почему-то оставил в моем со-
знании такое сильное впечатление,
что даже много лет спустя появ-
лялся в моих сновидениях. Его
особенная черта состояла в каком-
то магнетизме, исходившем от его
личности.
От Пантениуса веяло неотра-
зимой властной силой, которую
источало все его существо: высо-
кая строгая фигура в вицмундире,
военная выправка, строгие, словно
с т о р и я у ч е б н ы х з а в е д е н и й
застывшие черты лица, не знавшие
улыбки, магнетически действовав-
ший проницательный взгляд, акку-
ратно подстриженная седеющая
бородка, удлинявшая его лицо, не-
торопливая походка, спокойные,
уверенные движения, непререкае-
мый тон голоса, который он никог-
да нс повышал. В восьмом классе
он читал нам логику. Я до сих пор
ничего не могу сказать о его лич-
ностных качествах, но он стоит как
изваяние в моей памяти, а в одном
из моих сновидений я, исполнен-
ный уважения и теплого чувства к
нему, старался показать мое к нему
расположение, на что он ответил
мне тем же.
В школе у меня за девять лет
обучения состоялись только две
личные встречи с ним: одна в его
кабинете, куда меня, тринадцати-
летнего мальчика, принесли в полу-
обморочном состоянии после мое-
го падения в школьном саду, когда
я едва не сломал руку в локте. Он
нагнулся надо мной, лежавшим на
кожаной оттоманке, и от него пах-
нуло запахом черного кофе, кото-
рый он имел обыкновение пить.
Пожалуй, этот акт внимания ко мне
со стороны загадочного человека
как раз и может объяснить остав-
ленный им след в моей памяти и
мое непонятное теплое расположе-
ние к нему в сновидении. Другая
встреча состоялась в гимнастичес-
ком зале. Я делал упражнение на
турнике во время урока гимнасти-
ки, как вдруг он появился передо
мной. Заложив в свойственной ему
манере руки за спину, он, помня
мою фамилию, в доброжелатель-
ном тоне обратился ко мне со сло-
вами: «Nun, Jonas, zeig mal was du
kannst*. Польщенный его внимани-
ем, я показал то немногое, что умел.
Решительный характер Панте-
ниуса сказался в 1917 году, когда
наш
8
-й класс в знак солидарности
с интеллигенцией объявил забас-
товку и не вышел на занятия. Пово-
дом для этого послуж ил разгон
большевиками Учредительного со-
брания. Что могли мы знать о зна-
чении этого исторического собы-
тия, мы, сынки мелкобуржуазных
семей? М ы слыхали в своей среде
разговоры о «запломбированном
вагоне*, прибывшем из Германии,
о «немецком агенте*, об «узурпации
власти большевиками*. И вот мы,
ученики
8
-го класса и некоторые
ученики из других классов, в их
числе Федя Дидерихс, сын фабри-
канта роялей, собрались утром в
школьном саду, вместо того чтобы
идти в класс на занятия. К нам вы-
шел Пантениус и предложил вер-
нуться в класс и продолжать уче-
ние. И тут произошла сцена, запом-
нившаяся мне на всю жизнь. Впе-
ред вышел наш лидер, Николай
Изаков, тот самый отличник, кото-
рого я упоминал ранее. Он был фи-
зически и умственно развит не по
летам, читал Канта (читал, между
прочим, Арцыбашева и Пш ибы-
ш евского), имел политические
убеждения, видимо, эсеровские.
Вы тянув вперед руку и нацелив
указательный палец на Пантениу-
са, он начал речь словами: «Смот-
рите, вот тот человек, который.
..».
Я не запомнил содержания его де-
магогического вы ступления, но
посягательство в дерзкой форме на
авторитет директора привело меня
в замешательство. Хотя я и осудил
в упомянутом выше сочинении не-
достойность стадного чувства в
человеке, но теперь был так им ско-
ван, что слепо пошел за классом.
Однако слова «Вот тот человек, ко-
торый.
..* звучали для моего слуха
кощунственно.
Неужели этот реликт далеко-
го прошлого и был той причиной,
по которой я много лет спустя в
сновидении засвидетельствовал
Пантениусу мое уважение к нему?
А дальше было так. М ы в класс
не вернулись, и Пантениус закрыл
его, исключив всех бастующих из
школы, после чего открыл прием в
8
-й класс по подписке: мы должны
были отказаться от политической
деятельности в школе. Все (кроме
6
человек, в том числе и я) под-
писку дали. Вскоре мы шестеро
были приняты без всяких условий
в
8
-й класс гимназии К. Мая, что
на 14-й линии Васильевского ост-
рова, и окончили ее в 1918 году
весной. М оим одноклассником в
гимназии К. М ая оказался буду-
щий писатель Лев Васильевич Ус-
пенский. А с Федей Дидерихсом
было так: увидев его в классе пос-
ле описанного выше инцидента в
саду школы, Пантениус взял его за
шиворот и со словами «Nimm alle
deine sieben Sachen und pack dich
fort von hier!* выдворил из класса.
Федя, учившийся двумя классами
ниже меня, окончил гимназию
ІІп ію ім ія П е т е р б у р / а . М 2 ( 3 0 ) / 2 U 0 4
предыдущая страница 32 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн следующая страница 34 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст