с т о р и я у ч е б н ы х з а в е д е н и й
Латынь
Латинский язык, который, как
нам известно, вышел из моды уже
во времена Евгения Онегина, назы-
вают, как и греческий язык, мерт-
вым языком. Нет ничего ошибоч-
нее этого оскорбительного назва-
ния. Я благодарю судьбу за то, что
она позволила мне на этом прекрас-
ном, как и все в классическом мире,
языке узнать жизнь, культуру, пси-
хологию, звучание речи Древнего
Рима. Знание латинского языка и
его творений больше, чем что-либо
другое, откры ло мне понимание
прошлого, если при этом иметь в
виду проникновение в дух того вре-
мени. Латинский язык удивитель-
ным образом сохранил в своем зву-
чании, лаконических оборотах
речи, ее ритме, фразеологии, пост-
роении отдельной фразы мыш ле-
ние, психологию, ум, культуру и
мировоззрение древнего народа, а
знакомство с ними доставляет ве-
ликое наслаждение и для слуха, и
для мы сли. Недаром лю бил его
Пушкин. Стоит прочесть афоризмы
и сентенции, хотя бы лишь те, с ко-
торыми мы знакомились в 7-м клас-
се - а их было 53 в латинском учеб-
нике, - чтобы приобщиться к муд-
рому и возвышенному духу этого
народа, живущему в поэзии и в тру-
дах его историографов. Начинаешь
понимать, что мысль не есть только
принадлежность отдельно взятого
человека, но является выражением
«единства умственной жизни чело-
вечества*12.
А ккум ул я ц и я М ы сл и - вот
итог развития человечества.
Знакомство с латынью начина-
лось у нас со
2
-го класса, и я на всю
жизнь запомнил тот ручеек слов,
который превратился для меня по-
том в полноводный могучий поток
латинской прозы и поэзии. А на-
чиналось оно следую щ ими про-
стыми словами: «Europa est terra.
Asia est terra. Europa et Asia semt
terrae*. Что именно со 2-го класса
у нас изучалась латынь, подтверж-
дается тем, что на обороте жестко-
го переплета учебника Lateinisch
bbungsbuch под изображ ением
римского легионера со щитом и
мечом моей рукой готическим
шрифтом написано, что эта книга
принадлежит «Dem Herrn Jonas II
g. Kl.*13. Здесь мы изучали все скло-
нения, спряжения, переводили тек-
сты с латинского и обратно.
В 3-м классе был принят учеб-
ник того же автора. Он содержал
более сложные тексты и целые рас-
сказы для перевода. Параллельно
изучалась грамматика латинского
языка, которая давалась мне нелег-
ко14. В особенности трудно было
усвоить последовательность вре-
мен (сопвесиПо
1
е т р о ги т ), чуж -
дую русскому языку.
А далее пошло изучение римс-
кой литературы в следующем по-
рядке:
IV класс - Вергилий Марон.
Энеида. Песнь I (СПб., 1913).
V класс - Гай Ю лий Цезарь.
Записки о галльской войне. Кн. I
(СП б., 1914).
V I класс - М арк Тулий Цице-
рон. Речь против Катилины. (Пг.,
1916) и Тит Ливий. Кн. I, период
царей (Пг., 1916).
Г Р Е Ч Е С К И Х Ъ И Р И М С К И Х Ъ К Л А С С И К О В Ъ
съ овъяоослелышми пгимъчдгами.
М
. ТШІЙ ЦИЦЕРОНЪ.
РЪ Ч Ь П Р О Т И В Ъ Б ЕРРЕС А .
V К Н И Г А
О КАЗНЯХЪ
с ъ я а с д ін л г ь п г х п и ш н к • ри сункам и
К А Р Т О Ю С И Ц Й Л IИ
A I f t X X i e i X t
і
■ и и м м ш м м . u n u n n n
У м і
h Ttm
tm
.
Щ Т Р О Г Р А Д Ъ
м м Саама N (y f. І Пміи н н і ї
K M
Г Р Е Ч Е С К И Х Ъ И Р И М С К И Х Ъ К Л А С С И К О В Ъ
СЪ о съ ю и а к к ы я м м п
n u г а о т ю с к д г о а
М
. Туллій Дицеронъ.
РЪЧИ ПРОТИВЪ КАТИЛИНЫ
стъ т а
ю
т п гп и ъ лаш ки я. і ги гп и и м л .
ПОГГАМ ПКСКЛКВ КАЛАМИ Я ПЛАНАМ« ГНМА
п лш см аго «о рун а.
И. Н В Т У Ш И Д Ъ .
■■■WHtWIll« ІІ1ПІІЧГІ
ЯЭАДЯЯ »« М А М А Т И . n n U l t r t l M t
1
м м *
I
Г м гм *.
Vestibulum
linguae latinae.
ГРАММАТИКА и ХРЕСТОМАТІЯ.
Начальный учебника латинсмаго языка
Д М ГИНМААІІ ■ п р о гл и н а ти
iHiUmmi n rtltTlT»*irv рібіич ииш
С О С Т А В И Л И
Е. Арбатскій и К. Тюлеліггь.
Съ 49 рисунками.
ТИТЪ Л И
ВI й.
ВТОРАЯ ПУНИЧЕСКАЯ ВОЙНА.
Iilpaiiui niera in кип Ш -1X1
с ъ Ш Л И П и П ч ' ЛОКАГОГЬ О М О П М Ш М ХЪ ИМ дот.
ОКТЛСТШТЖЛЬИММИ МРЙМЪЛ А
1
ИЛМИ ИЛАМАМИ С ТА ЯВ.
И|П II КАРТАМИ
С О С Т А В И Л И
С т . И . Г и м т о и т ъ ,
A . I. М к я с и їгь ,
Ь ш Ь Î . I X A sm fltA т у и . ta n u y iir t n
Чл*ть
/• Т п т , п м у і [ « в п к а п т u m , ш а м
cyimwl ■ пуп
пеТРОГГАДЪ
■■■"■ r «— I l •
If*.
A n m w i n
W
НАЛКІСТРМРОАДИМОв СМРАМа
Г Р Е Ч Е С К И Х Ъ И Р И М С К И Х Ъ К Л А С С И К О В Ъ
о . оа ъ асм и тм им и и прияъчаияии
КЪМА ГЯОМТККСКАГО • СИРТИ* И А И Ш ТК ІК А
ГОРАЦІЙ.
ИЗБРЛННЫЯ СТИХОТВОРЕНІЯ.
І -
ВЫПУСК*L
оды и эподы.
н и а г ь . п тм ъ ч А м и м и ■ и ри сун ка мм
&
1
впоп,
«и* «** .
.............
И П Д Д Щ
1
л
К Н И ТО Н ,
П ІТ Р О Г РАЯ
История Петербурга.
.N4
2 (3())/21Юв =
предыдущая страница 35 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн следующая страница 37 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст