а
у т е ш е с т в и е п о г о р о д у
домашним скарбом, - сообщали
журналы того времени, - петербур-
жец двинулся на дачу».
Быт местных жителей второй
половины X IX века описан в из-
данной в 1874 году книге «Петер-
бург весь на ладони»: «Дачи здесь
дешевле, чем в других местах, но в
большинстве и хуже, чем где бы то
ни было, уже хотя бы вследствие
недостатка растительности. В “де-
ревнях" нет ни одного обществен-
ного парка*. В путеводителе но
Петербургу за 1892 год сказано:
«...Дачи малы, скучены и плохи,
растительности совсем нет. Дачи
вытянуты в три линии и чуть не
сидят одна на другой».
В Новую и Старую Деревни от
Михайловской площади через Тро-
ицкий мост по Каменноостровско-
му проспекту до Строгановского
(ныне Ушаковского) моста ходила
конка до сада «Аркадия», куда от
Летнего сада ходил и пароходик.
Путешествие до Новой Деревни
(протяженностью 6,3 версты) зани-
мало 40 минут. Конка начинала ра-
ботать в
8
часов утра и заканчивала
в 11 вечера. Отправлялась она каж-
дые 5 минут. Проезд стоил 12 копе-
ек - в нижней части и
8
- на импе-
риале. Летом курсировала еще «ко-
роткая* - 3-верстовая конка по
Старой и Новой Деревням до Ела-
гина моста. Линия конной желез-
ной дороги - конки - доходила с
1896 года только до 3-го Елагина
моста, трамвайная линия, проло-
женная в 1907 году, заканчивалась
недалеко от Строгановского моста,
в самом начале Новой Деревни. В
1893 году открылось движение по
Приморской ветке железной доро-
ги. Вокзал располагался на берегу
Большой Невки. В самом конце
X IX века сюда уже можно было до-
ехать на автомобилях. Журнал «До-
мовладелец» сообщал «о разреше-
нии гг. Зубовскому и Волкову на
пуск в обращение по улицам Петер-
бурга общ ественных экипажей,
приводимых в движение бензодви-
гателями. Проезд по Невскому -
10 к., от Публичной библиотеки до
Новой Деревни - 20 к.*.
Во второй половине X IX века
в тех местах стали поваляться про-
мышленные предприятия. В 1863
году на Благовещенской улице был
построен лесопильный завод, кото-
рый в начале X X века при новом
владельце - купце И. А. Семенове
- превратился в одно из крупней-
ших предприятий деревообраба-
тываю щ ей промы ш ленности. В
1886 году инж енер-пиротехник
A. П. Серебряков открыл на набе-
режной Черной речки лаборато-
рию по производству пиротехни-
ческих средств для фейерверков.
Затем на углу Черной речки и Са-
бировской улицы открылся пер-
вый русский завод литографичес-
ких красок Шадрина. В 1900 году
неподалеку возник завод лаковых
красок Ю. Г. Фридлендера. В 1909
году в Новой Деревне был осно-
ван первый в России самолетост-
роительный завод - «Первое рос-
сийское товарищ ество воздухо-
плавания С. С. Щетинина и К°*.
В начале X X века в восточной
части Строгановского сада появи-
лось
несколько
предприятий.
Крупнейшее из них (на Строганов-
ской наб.
. 1) - отдел Русско-Бал-
тийского вагоностроительного за-
вода. превративш ийся вскоре в
авиационный завод, выпускавший
самолеты Сикорского. В 1914 году
там был построен первый в мире
тяжелый многомоторный самолет
«И лья М уромец*. Недалеко от
«Руссо-Балта», у Комендантского
поля, вырос авиационный завод
B. А. Лебедева. В 1914 году авиа-
тор-спортсмен Владимир Слюса-
ренко и его жена, первая русская
Санкт-Петербург. Гостиница «Острова» (Новая Деревня)
История ІІетс/ібур/а.
2 (30)/2006
предыдущая страница 42 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн следующая страница 44 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст