у т е ш е с т в и е п о г о р о д у
летчица Лидия Зверева, перевели
туда из Риги свою небольшую авиа-
ционную фабрику. Национализи-
рованные после революции, эти
первые русские авиастроительные
предприятия вошли в состав С е-
верного завода.
Приблизительно в то же вре-
мя в Новой Деревне были пост-
роены
наждачная
ф абрика
С.
С. Струка (Головинский пер.,
23), Маш иностроительный завод
Н. Н. Струка (наб. Черной речки,
21-23), основанный в 1877 году
(основные здания возводились с
1895 года по 1912 год по проектам
архитекторов Ф . К. П ирвица,
М. И. Вилькена и А. Г. Беме14), хи-
мическая фабрика Мартенса (наб.
Черной речки, 41), построенные в
начале X X века по проекту Вла-
димира Александровича Гартма-
на, автомобильный завод Пузыре-
ва (Головинский пер., 3), шведс-
кий м оторны й завод «Экваль»
(Головинский пер., 17), лаборато-
рия перевязочных средств М ар -
тенса (наб. Черной речки, 41);
в Старой Деревне - лесопильный
завод Гантскевича (Благовещенс-
кая, 58).
В 1894-1895 годы частное ак-
ционерное общ ество построило
30-верстную Приморскую желез-
ную дорогу, предназначенную для
обслуживания дачников модного
в то время Сестрорецкого курор-
та. В связи со строительством до-
роги на Стародеревенской набе-
режной (ны не П рим орский пр„
17) был построен П ри м орски й
вокзал, а также легкие платфор-
мы Скачки и Коломяги на соору-
женной годом раньше Озерковс-
кой ветке этой дороги.
С о Скаковы м ипподромом,
который находился справа от мес-
та дуэли Пушкина, связаны первые
страницы истории русской авиа-
ции. Здесь талантливые русские
инженеры строили и испытывали
модели своих самолетов. Среди
них был и Я. М. Гаккель, впослед-
ствии известный советский про-
фессор и заслуженный деятель на-
уки и техники Р С Ф С Р . Свой пер-
вый самолет он начал строить в од-
ном из дворов на Сабировской
улице в Новой Деревне. В 1908
году собранный им биплан был пе-
ревезен для летных испытаний на
Скаковой ипподром, но возник-
ший пожар уничтожил результат
трудов ученого. В 1908-1910 годы
на Коломяжском ипподроме уст-
раивались полеты ф ранцузских
авиаторов Леганье, Гюйо, Латама.
С 26 апреля по 2 мая 1910 года была
организована авиационная неделя,
в которой, помимо иностранцев
Христиана, Винцера, Эдмонда и
других, участвовали и русские
летчики, в частности, пилоты
Н. А. Бенуа, С. И. Уточкин, быв-
ш ий
см оленский
крестьянин
М . Н. Ефимов, студент Политех-
нического института В. А. Лебедев,
А. А. Кузминский, Н. Е. Попов -
сотрудник газеты «Новое время»,
превзошедший всех иностранных
соперников и установивш ий ре-
корд высоты - 600 метров.
Еще больший интерес вызвал
последовавш ий осенью того же
года всероссийский праздник воз-
духоплавания, проходивш ий в
Новой Деревне с
8
по 26 сентября.
В нем также приняли участие Сер-
гей Уточкин, М и хаи л Еф имов,
Владимир Лебедев, а также воен-
ные летчики Г. Г. Горшков, поручик
Е. В. Руднев, продержавшийся в
воздухе 2 часа 24 минуты и 34 се-
кунды и пролетевший вдоль Ка-
менноостровского проспекта, нал
Марсовым полем и совершивший
круг над Исаакиевским собором,
лейтенант Г. В. Пиотровский, со-
вершивший рекордный по дально-
сти полет - от Коломяжского ип-
подрома до Кронштадта, инженер
морского флота Л. М . Мациевич.
В сентябре 1910 года на Комен-
дантском поле, располож енном
слева от места дуэли П уш кина,
проходил Всероссий ский съезд
воздухоплавания. Перед самым
закрытием съезда погиб военный
пилот капитан Л. М. Мациевич, ус-
тановивший рекорд по продолжи-
тельности полета без спуска. «На
страшной высоте 450 метров.
.. -
писали «Санкт-Петербургские ве-
домости», - капитан выпал из сво-
его сидения и со стремительной
быстротой понесся вниз. П о три-
бунам пронеслись крики ужаса.
..».
На месте его гибели установлена
мемориальная доска, сохранивша-
яся до наших дней.
С Комендантского ипподрома
10 июля 1911 года стартовал пере-
лет Петербург - Москва, рекордный
по своему времени. Победителем в
нем стал А. А. Васильев. В перелете
участвовала и первая русская жен-
щина-авиатор Л. В. Зверева.
После установления железно-
дорожного сообщения с городом в
тех местах помимо фабрик и заво-
дов стали возникать большие до-
ходные дома. Некогда дачная мес-
тность стала быстро превращаться
в промышленный и жилой район
Петербурга.
* Когда за городом задум ч и в я брожу.
.. С П б .
. 2003. С . 4 6 -4 7 .
'• Там же. С . 185-187.
11
Там же. С . 34.
11 Тубли М . Н . Авраам М ел ьн и ков. Л ., 1980. С . 74.
15
Р усски е народны е гуляни я. М .; Л .
. 1947. С . 130.
14
И саченко В . Г. П о рекам и каналам. С П б ., 2000. С . 198.
История Петербур/а. М 2 (30)/21Юв
предыдущая страница 43 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн следующая страница 45 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст