ней сестры Карла Росси были еще
дети: Александрина (1813), Шарль
(1816) и Мишель (1817) Пуаро5.
Хотя Лепик и Росси были при-
глашены в Петербург в августе 1783
года, из-за заключенных контрак-
тов они прибыли только осенью
1785 года. 1 сентября 1786 года Ле-
пик заключил контракт с дирекци-
ей Императорских театров, «по ко-
торому обязался танцевать во всех
балетах, которые ему будут указа-
ны дирекцией*. В год ему выпла-
чивали 4000 рублей, плюс 500 руб-
лей «проездных* при казенной
квартире с дровами. В 1790 году эти
суммы были увеличены соответ-
ственно до 6000 и 1000 рублей. Гер-
труда по первому контракту полу-
чала 3000 рублей в год и 500 руб-
лей «проездных*. В 1790 году жа-
лованье ей тоже повысили - до
4000 рублей. Ж или «первыетанцов-
щики» поначалу в театральном кор-
пусе при Зимнем дворце в лейб-
компанском доме, но в 1797 году на
Миллионной улице (ныне - д. 23)
они приобрели собственный дом.
После смерти главы семьи его при-
шлось продать.
В 1792 году Лепик был назна-
чен балетмейстером с обязатель-
ством, «когда поведено будет, со-
чинить ежегодно несколько боль-
ших балетов, также и небольших
для Эрмитажа по обыкновению*.
На сцене Каменного театра он по-
ставил много балетов Новерра и
своих: «Своенравная пастушка»
(1789), «Медея и Язон* (1791),
«Покинутая Дидона» (1792), «Два
савояра» (1795), «Прекрасная Ар-
сена* (1795), «Смерть Геркулеса*
(1796), «Любовь Байярда* (1798),
«Танкред* (1799). В 1791 году Ле-
пик участвовал также в театраль-
ном представлении в Таврическом
дворце по случаю взятия Измаи-
ла. Либретто представления сочи-
нил Г. Р. Державин. Французский
хореограф «во многом подготовил
в России появление постановоч-
ных принципов и школы предро-
мантизма*. хотя в целом его хоре-
ографическая манера отличалась
пыш ностью
и
аллегорической
сложностью.
Гертруда
Росси,
ведущая
танцовщица, выступала как в бале-
тах мужа, так и в оперных балетах
Д. Капицами,исполняя в основном
героические и трагические партии.
Ее именовали «художницей в на-
^ с т р о и т е л ь с т в о и а р х и т е к т у р а
стоящем смысле этого слова*. С уп -
руги пользовались не только боль-
шим успехом у публики, но и вы-
сочайш им благоволением, часто
получая от двора щедрые подарки.
В 1789 году Лепнку была выдана
дорогая табакерка, а его жене -
браслет. В 1796 году хореографа
снова наградили табакеркой, но
уже с бриллиантами, в следующем
- перстнем ценой в 1050 рублей.
Гертруде пожаловали в 1798 году
сапфировый перстень с бриллиан-
том. И это были не все монаршие
награды6.
С 1785 года Депик преподавал
танцы детям цесаревича Павла
Петровича, а также принцессе Ко-
бургской и принцессе Фридернке
Баденской, ставшей позднее швед-
ской королевой; с 1790 года обу-
чал русских балерин: супругов На-
талью и
А н исим а
Бериловы х,
Ю лию Плетень, Арину Тукманову.
После ф ранцузской револю ции
Лепик в 1793 году вместе со своей
теткой Эмилией принял российс-
кое подданство7.
5
марта 1798 года «двора наше-
го балетмейстеру Пику» была на-
значена пенсия в
1000
рублей, и
свое амплуа первого танцовщика он
уступил заурядному Пьеру Ш ева-
лье, жена которого понравилась
Павлу 1. В следующем году Лепик
начал подрабатывать танцовщиком
и преподавателем в крепостном
театре графа Н. П. Шереметева. Его
ученицей стала талантливая Тать-
яна Ш лыкова-Гранатова. В 1802
году супруги были уволены из ди-
рекции Императорских театров с
хорошей пенсией по 5000 рублей
(с сентября 1804 года - по 6000
рублей) каждому и зажили безбед-
но в доме на Миллионной.
После отставки Лепик прожил
еще четыре года, продолжая чис-
литься балетмейстером, и скончал-
ся 29 января 1806 года. В тот пери-
од, в 1803-1804 годы, по инициа-
тиве Лепика в Петербурге были
напечатаны «Письма о танце и ба-
летах* его учителя Новерра, ко-
торый после ф ранцузской рево-
люции попал в бедственное поло-
жение.
Гертруда
Р о сси -Л е п и к
умерла в конце 1820-х годов, ког-
да ее сын-архитектор уже приоб-
рел ш ирокую известность,
«ПО
старости и слабости здоровья* по-
лучая добавочную пенсию в 1500
рублей, «для пристойного и чест-
Нсторим Прпичм'чцич. М 2 (30)/200в
ного содержания и того доволь-
ствия, к которому привыкла с мо-
лодых лет.
..**.
У Шарля Лепика был брат До-
меник, который работал скульпто-
ром при украшении Михайловско-
го замка. Прежде Доменик жил в
Берлине и был женат на немке Ка-
ролине Внттенбург. В 1798 году
была подана просьба разрешить ей
приехать в Петербург вместе с че-
тырьмя дочерьми: Каролиной. Ген-
риеттой, Вильгельм иной и Эмили-
ей, а также Иоганну Шустеру, по-
м ощ нику скульптора. Просьба
была удовлетворена, и уже в нача-
ле 1799 года Вильгельмину приня-
ли в придворную труппу с жалова-
ньем в 1500 рублей в год. Племян-
ница Лепика танцевала в «Танкре-
де» в роли сицилийской плясуньи.
На этом ее балетная карьера закон-
чилась, ибо 7 ноября того же года
Вильгельмина выш ла замуж за
Жана Баптиста Буржуа.
М ужем старшей сестры Каро-
лины стал столичный капельмей-
стер и композитор Винченцо Мар-
тини, родивш ийся в испанской
Валенсии9.
Винченцо Бренно.
Худ. Я.
Меттенлейтер
Учился, как известно, Карло
Росси в Петершуле, а архитектур-
ной науке «с малых лет* - у при-
дворного зодчего В. Бренны. В ка-
честве еще одного тому доказатель-
ства процитируем текст его проше-
ния от
1
августа 1802 года на имя
Александра I: «.
..перед отъездом (в
чужие края. -
В. А .)
всенижайше
осмеливаю сь поднесть к стопам
вашего императорского величества
опыт слабых моих трудов и в от-
сутствии моем стараться буду под
ведомством наставника моего гос-
предыдущая страница 50 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн следующая страница 52 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст