^ с т р о и т е л ь с т в о и а р х и т е к т у р а
полипа Бренна продолжить архи-
тектурии художеств, в коей я
при
нем с м алолет ст ва упраж нялся
(курсив мой. -
В. А.)
и ириобресть
новые знания.
..». За свой дар зод-
чий получил
100
рублей вознаг-
раждения.
17 ию ля
1803 года
«Санкт-П етербургские ведомос-
ти*
поместили
объявление:
«Отъезжает тнт. сов. Ш арль Рос-
си, ж ивущ ий супротив Адмирал-
тейства, в Кутайсовом доме, под
№ 98 (ныне - д.
8
по Адмиралтейс-
кому пр. -
В.
А.)*10.
Бренна с семьей выехал в Ев-
ропу в середине августа 1802 года,
не сдав даже постройку Исаакиев-
ской церкви, - при новом импера-
торе он впал в немилость. Ф о р -
мально зодчий уезжал для поправ-
ления здоровья и обещал вернуть-
ся через полтора года. Его сопро-
вождал Росси, «дабы он мог усо-
вершенствоваться и стать хорошим
мастером*. Путь обоих лежал че-
рез Ш теттин (где Бренна оставил
свои рисунки и проекты), Берлин
и Дрезден в Париж, куда заблаго-
временно была переправлена со-
бранная Бренной коллекция кар-
тин старых мастеров (часть была
распродана в Петербурге). 15 фев-
раля 1803 года путешественники
прибыли во французскую столицу.
Врачи посоветовали Бренне и его
жене поехать лечиться на бальнео-
логические курорты Сна и Ахен".
Винченцо Бренна.
Гравюро С. КарАвлли
по оригиналу А. Ритта
Росси пришлось, однако, пре-
рвать свою стажировку у парижс-
ких архитекторов, ибо в начале
года от пожара сильно пострадал
дворец в Павловске и вдовствую-
щая императрица М ария Ф едо-
ровна потребовала у Брен и ы при-
слать чертежи, по которым архи-
'
I
Андрей Никифорович
Воронихин
тектор А. Н. Воронихин мог бы
восстановить интерьеры. 5 апреля
1803 года Бренна написал импе-
ратрице, что может «послать сво-
его ученика Карла Росси: он, хо-
рошо зная чертежи для Павловс-
ка и убранство оф орм ленны х
мною покоев, ибо под моим нача-
лом находился там во время моей
работы в них, легко сможет подо-
брать в Ш теттине нужные рисун-
ки.
..*. Так и было сделано. Росси
доставил в П авловск проектные
чертежи и одновременно поднес
М арии Федоровне свои рисунки
и проекты, которые частично были
впервые опубликованы М. 3. Тара-
новской. Остановился он в том же
Кутайсовом доме12.
Летом того же года Росси вер-
нулся в Париж и продолжил свои
занятия. Сумел ли он побывать в
Италии, остается пока под вопро-
сом, так как, вопреки установивше-
муся мнению, за границей Росси не
задержался и в Петербург вернул-
ся к назначенному сроку, то есть к
началу 1804 года. 25 июля 1804 года
он просил Д.
П. Трощ инского
«...поднести его императорскому
величеству малые плоды моих тру-
дов, коими занимался со времени
возвращ ения из чуж их краев.
..
Скоро мне минует 30 лет, я с мла-
денчества упражняюсь в одном ху-
дожестве: желание, которое возы-
мею переменить сне звание помощ-
ника. побуждает меня прибегнуть к
покровительству.
.. вашего превос-
ходительства.
.. чтоб удостоился
принятым быть в службу его нмпе-
= 11стп1шн И гте/м щ и«. .V 2 (30)/2(Юв
раторского величества архитекто-
ром.
..». Однако эта просьба не была
удовлетворена, так как свободных
архитекторских вакансий не было,
и Росси желаемое назначение по-
лучил только через два года13.
6
ноября 1808 года, то есть ч
рез два с половиной года после на-
значения архитектором Кабинета
его величества, Росси запросился в
Москву: «Видя, что здесь не имею
никакого случая показать знание
мое, для которого я посвятил себя,
с малолетства употребляя все вре-
мя и прилежание мое.
.. прошу ис-
ходатайствовать мне милость у го-
сударя императора для помещения
меня в М о скву архитектором в
Кремлевскую экспедицию.
..*.
Невозможность проявить себя
была вызвана тем, что все главные
проекты в столице исполнял при-
дворный зодчий Луиджи Руска. В
Москве Росси проработал недолго
и без особого успеха14.
Дальнейшая карьера Росси хо-
рошо изучена. О на была вполне
успешной, особенно после отъезда
к себе на родину Л. Руска. Укажем
лишь некоторые забытые исследо-
вателями работы. В 1817-1818 го-
дах зодчий был занят переделкой
и новой м еблировкой дворца в
Ораниенбауме и проектом сереб-
ряного паникадила для Успенско-
го собора в Кремле, ибо только он
«с лучшим искусством и приличи-
ем мог бы оную совершить». Укра-
денное ф ранцузами паникадило
было отбито у противника в Орше
разбитым на 25 кусков. Сделать
новое по эскизу Росси взялся в
Петербурге серебряных дел мастер
Герлунд.
В 1818-1823 годах во время
планировки прилегающей площа-
ди зодчий произвел переделку
дома князя С. Н. Салты кова на
Марсовом поле и оформление его
интерьеров, что доказывается до-
кументально. В 1830-е годы Росси
стал автором проекта перестройки
костела в Ревеле, где постоянно
бывал, навещая жену и детей15.
Остановимся также на некото-
рых малоизвестных подробностях
семейной жизни зодчего. Вернув-
шись в 1814 году из Твери. Росси
вступил в сожительство с итальян-
кой А нной Больцини (ее проис-
хождение и биография не выясне-
ны), от которой имел дочь и четве-
рых незаконнорожденных сыновей.
предыдущая страница 51 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн следующая страница 53 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст