^ с т р о и т е л ь с т в о и а р х и те к ту р а
Метохия
’Императорского
конюшенного двора
А.
А. Морозова
а
ание придворны х коню -
одно из немногих сохра-
нившихся в Санкт-Петербурге с
петровских времен, и в этом его
историческая значимость.
Партикулярная, Адмиралтейс-
кая и Галерная верфи, к тому вре-
мени уже построенные в городе,
решали проблему водного транс-
порта, предпочитаемого Петром I
в своем «новом Амстердаме». Н а-
значение одной верфи - социаль-
ное, других - военное. Конюшен-
ный двор имел хозяйственное на-
значение, решал не менее важную
задачу работы наземного транспор-
та и выполнял свою функцию боль-
ше двух веков.
В 1717-1719 годах Петр 1 по-
сетил Ф ранцию во время второй
заграничной поездки. В Версаче он
видел конюшни на 300 лошадей с
манежем и помещением для карет
под террасой дворца перед фонта-
ном Латоны, построенные прн Л ю -
довике X IV в 1680 году архитек-
тором А. Мансаром. Благородство
архитектуры, скульптурного деко-
ра и внутреннего удобства коро-
левских конюшен определяли от-
ношение даже к зданию хозяй-
ственного назначения. Почерпну-
тые во Ф ранции впечатления по
возвращении Петра I в Петербург
в феврале 1719 года были донесе-
ны в Канцелярию городовых дел, а
проектирование и строительство
конюшен срочно заказано городс-
кому архитектору Н. Ф . Гербелю.
Автор крупных планировоч-
ных работ архитектор Н. Ф . Гер-
бель одновременно со строитель-
ством того здания решал фунда-
ментальную проблему благоуст-
ройства набережной Мьи, соору-
жения мостов через нее с возмож-
ностью использования обоих въез-
дных ворот в Конюшенный двор.
В те же годы в том районе «рег-
ламентировалась и поправлялась»
застройка Греческой (ныне М и л -
лионной) улицы с домами одной
высоты и «сплошною фасадою*.
Следуя тем же принципам градо-
строительства, протяженные фаса-
ды «широко расплывшихся невы-
соких хром» императорских коню-
шен сформировали набережную
М ьи и стали во главе ансамбля
Конюшенной площади.
Располож енное в непосред-
ственной близости от Летнего и
Зимнего дворцов императора, про-
сматриваемое со многих точек,
здание конюшен и теперь органи-
зует пространственную среду одно-
временно на Конюшенной площа-
ди и вдоль набережной М ойки от
Трехколенного до Большого Коню-
шенного моста.
Задача взаимодействия ф унк-
ции и пространства на примере Ко-
нюшенного двора была решена ар-
хитектором безошибочно. Участок,
выбранный им под строительство,
соответствовал необходимым тре-
бованиям заданной функции. Не-
посредственная близость проточ-
ной воды предоставляла макси-
мальные удобства как для ухода за
лошадьми, которых необходимо
было поить, чистить, купать, так и
для поддержания санитарного со-
стояния внутри здания.
Внуш ительны х размеров, с
многоугольны м двором, здание
было патриархально естественным,
окруженным с трех сторон водной
преградой. Вся композиция здания
прекрасно увязана с местностью,
корпуса следуют изгибу реки, ук-
рашая ее набережную.
Прием зодчего вторить объемом
здания естественному направлению
русла реки - безошибочен, а Мойку
можно представить искусственным
рвом у неприступных стен.
Грандиозный
Коню ш енны й
двор возводился на неосвоенной
территории близ необъятных садов
императрицы, на фоне застройки
частными жилыми домами Гречес-
кой и Немецкой слобод.
Под руководством Н. Ф . Гер-
беля берега М ьи ввели в мягко
очерченную излучину, при этом
сама река была углублена и очище-
на. В 1721 году в берега Мьи заби-
ли деревянные шпунтовые сваи и
благоустроили набережную. В
марте в день бывало «сработано и
вбито» по 125, 140, 145 свай'.
«Сработана» свая - значит, в каж-
дом бревне выдолблен паз и испол-
нен шпунт; «вбито» - значит, каж-
дый ш пунт последую щ ей сваи
вбит в паз предыдущей, установ-
ленной в грунт. Механизмом зако-
лачивания свай служила «баба» -
приспособление для сбрасывания
груза с высоты. Очевидно, проект
разрабатывался Н. Ф . Гербелем в
1719 году, затем проводилась под-
Генеральный план Конюшенного двора.
Фиксационный чертеж из коллекции Ф. В. Берхгольца. 1730-е гг. НМС
5 3
ІІгпюініи ІІетгі>6уі>/п. М 2 (30)/2006
предыдущая страница 54 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн следующая страница 56 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст