т р о и т е л ь с т в о и а р х и т е к т у р а
готовка
территории,
разбивка
осей, исполнение фундаментов.
Надо отметить, что основани-
ем свайного ноля было болотистое
устье реки Кривуши (Екатеринин-
ский канал) и низкие топкие бере-
га Мьи. Для выполнения фунда-
мента архитектор должен был быть
в равной степени еще и инженером.
Здание с петровских времен
стоит на кирпичных арочно-пяточ-
ных сводах трехиефного подвала,
опирающихся на свайные роствер-
ки из стволов лиственниц, втоп-
ленных
В
фунт.
Ограниченные возможности
оформления фасадов в Петровс-
кую эпоху компенсированы мас-
штабностью и удачным планиро-
вочным решением всей компози-
ции. Два распростертых крыла се-
верного и южного фасадов парал-
лельно повторяются на оси двух
въездных ворот. Количество ар-
хитектурных деталей невелико и
строго подчинено ф ункциональ-
ным требованиям. Северный фа-
сад. обращенный в сторону Зи м -
них и Летних дворцов императо-
ра. возводился парадным.
Оба его этажа но проекту
Н. Ф . Гербеля имели обведенные
характерными наличниками окна.
Светлыми были стойла лошадей,
расположенные на первом этаже,
складские помещения для ценной
упряжи и конторы второго этажа.
Модуль осей оконных проемов со-
ответствовал ширине помещения
стойла.
Боковые двухэтажные флиге-
ли вдоль излучины Мьи сходились
к центральному трехэтажному кор-
пусу, который завершала традици-
онная башня с высоким куполом и
шпилем, украш енным скульпту-
рой-ф лю гером - вздыбленный
конь на золоченом шаре. Так было
построено по первоначальному
проекту и так изображено на аксо-
нометрическом плане Трускота-
Махаева 1753 года: купол завер-
шался еще одним, малым, куполом
на восьмигранном барабане и шпи-
лем с флюгером.
С обеих сторон въездных ворот
были арочные ниши для установки
скульптур и круглые люкарны над
ними. Произведенные за три века
реконструкции снизили значение
северного фасада здания, а измене-
ние первоначальной функции лиши-
ло прежнего величия его централь-
ную башню и замкнуло ее ворота
Ф асады , обрамляю щ ие пло-
щадь, сохранились с петровских
времен. Они сходятся к выступа-
ющему корпусу надвратной церк-
ви в центре южного фасада - «ча-
совни для служащих*, построен-
ной по проекту Н. Ф . Гербеля. В
первом этаже под церковью неиз-
менно сохраняется проезд во внут-
ренний двор, почему она и называ-
ется «надвратной».
В августе 1720 года в делах Кан-
целярии появились протоколы по
ведомостям архитектора Н. Ф . Гер-
беля об отпуске строительных мате-
риалов, о принятии бутового и плит-
ного камня, о запросе штукатуров
для строения нового Конюшенного
дома его царского величества2.
А рхивны й документ апреля
1722 года «.
..
прислать на Конюшен-
ный двор для строения шпица шпич-
ного дела мастера.
.. ван Болеса и
сказано за письмам, чтоб он оный
шпиц испраешл в немедленна
и
вре-
мени»3. Над
северными въездными
воротами вскоре был сооружен
шпиль с резвым флюгером.
Осенью 1723 года была выров-
нена территория вокруг здания,
насыпана земля «под нижний пол.
где будут стоять лошати».
В городе был объявлен тендер
на внутреннее оборудование 150
стойл для Императорских коню -
шен с учетом строгих технологи-
ческих требований. В результате
конкурса «по 70 копеек за штуку
Конюшенный двор Фрагмент северного главного фасада.
Фиксационный чертеж из коллекции Ф. В Берхгольцо 1740-е гг. НМС
Ь» /
о 4
Игпицяія ІІгт»іюуіігч.
.V
2 (30)/2006
предыдущая страница 55 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн следующая страница 57 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст