^ с т р о и т е л ь с т в о и а р х и те к ту р а
за чугунными столбами распола-
гались с обеих сторон центрально-
го коридора ш ириной
6
арш ин
(4,27 м). Деревянные полы из пе-
рекрестного бруса были устроены
над подпольем, снабженным сточ-
ными продольными и поперечны-
ми каналами для удобства очист-
ки помещений.
В новой трактовке фасада на
Мойку первый этаж - глухая русто-
ванная стена, возведенная в тех же
параметрах заново в 1820-х годах.
Интересно отметить, что при
разборке старой кровли над сред-
ней башней кровельный мастер
снял с купола медный дутый шар
диаметром 1 арш ин (71,12 см),
1 вершок (44,45 мм) и коня над ним
из листового железа, о существо-
вании которых мы знали по старым
изображениям Конюшенного дво-
ра. Это была первая лошадка, с
1722 года летящая над крышами
города, значительно позже появи-
лись квадриги и шестерки ее со-
племенников. Возможно, придет
время, и найдутся силы восстано-
вить этот утраченны й сим вол
функции здания, совершенно не-
обходимый на своем месте.
В.
Курбатов в статье о «П ри-
дворных конюшнях» писал: «В со-
временной густой окраске она
сильно проигрывает.
.. П олукруг-
лая колоннада со стороны Коню -
шенного переулка Стасова излиш-
не тяжела и чисто декоративна.
Старые корпуса просущ ествова-
ли до момента переделки
их
В. П. Стасовым».
Э то реликтовое здание, не-
смотря на стилистические измене-
ния фасадов В. П. Стасовым в на-
чале и архитектором Гроссом в
конце X IX века, не потеряло своей
первозданной значимости со вре-
мен Петра I. Разумная целесооб-
разность рисунка генерального
плана определила направление и
пересечение всех близлеж ащ их
улиц и переулков. И в последую-
щие годы, складывающиеся в века,
все строительство вокруг шло, под-
чиняясь и не нарушая первоначаль-
ную идею проекта Н. Ф . Гербеля.
Проходило время. На проти-
воположном берегу М ойки исчез-
ли первые церкви, возник Круглый
рынок Д. Кваренги, плотнее заст-
раивались и перестраивались ж и-
лые дома, и замкнул их ряд на вос-
точном углу у Марсова поля дом
Адамини (1823-1827 гг.) - яркий
пример русского классицизма.
Деревянный мост по оси М ош -
кова переулка через М ью на Кри-
вую улицу в 1828 году был заме-
нен арочным чугунным Большим
Коню ш енным мостом. После со-
единения Екатерининским кана-
лом рек Кривуши и Мьн возник в
1830 году Трехколенный мост, за-
менивший старые М алый Коню -
шенный и Театральный мосты.
Неоднократное освящение над-
вратной церкви на Конюшенном
дворе, забота городских властей о
ее содержании с момента возник-
новения на протяжении всей исто-
рии сущ ествования вызывались
потребностью постоянно увеличи-
вающегося прихода. Церковь, зало-
женная Н. Ф . Гербелем для служи-
телей конюшни, принимала ж ив-
ших рядом прихожан. Реконструк-
ция церкви В. П. Стасовым (произ-
веденная с использованием пре-
жних стен) превратила ее в памят-
ник русского классического зодче-
ства первой четверти X IX века. Ар-
хитектурные детали фасада, иони-
ческие колонны, мощный карниз,
барельефы скульптора В. И. Демут-
Малнновского достойно украсили
фасад церкви. В январе 1837 года в
Коню ш енной
церкви отпевали
А. С. Пушкина, и гроб с телом поэта
находился в здании до препровож-
дения в Святогорский монастырь.
Сложился ансамбль Конюшен-
ной площади с высотным акцентом
живописного силуэта церкви Вос-
кресения Христова в 1907 году (ар-
хит. А. А. Парланд). Большой вклад
в формирование территории меж-
ду Большой Конюшенной улицей
и Екатерининским каналом для
размещения сопутствующих Коню-
шенному ведомству построек внес
Л. Руска.
И, наконец, в этот историчес-
ки сложивш ийся ансамбль орга-
нично вошло здание по набереж-
ной Екатерининского канала, дом
2 а, - Ш кола народных искусств
(архит. И. Ф . Безпалов и Н. Е. Лан-
сере), построенная в 1914 году в
стиле модерн с максимальны м
приближением художественного
образа здания к петровскому вре-
мени. Приемы петровского барок-
ко - масштаб деталей фасадов, чле-
нение стен плоскими лопатками,
принятое сочетание двух цветов в
окраске стен и белые рустованные
углы, излом мансардной кровли,
характерные оконные наличники,
бывшие на Придворных конюшнях,
и подоконные ниши, аналогичные
нишам фасадов Кунсткамеры, -
применены архитекторами на фаса-
дах Ш колы народных искусств,
очевидно, с благодарной памятью
об основателях города.
В 1923 году комплекс Конюшен-
ного ведомства перешел в распоря-
жение военного отряда губмилиции.
Здание ветшало, состояние усугуб-
лялось расположенными в нем гара-
жами и автомастерскими УВД .
В начале 1990-х годов пере-
стройка коснулась и Конюшенного
двора. Возвращена служению цер-
ковь. В восточном торце здания от-
крылся музей, проведены работы по
расчистке и гидроизоляции подва-
ла, предохраняющие не только от
затопления, но и от агрессивной
среды. В отреставрированных поме-
щениях трех этажей присутствует
дух трехвековой истории. Сквозь
арочные витражи и балконы башен
город вошел в интерьеры залов
дивными видами на Конюшенную
церковь, Храм на крови, М ихай-
ловский замок, Марсово поле.
На протяжении веков городс-
кая среда на берегах М ойки и ка-
нала, постепенно окружающая Ко-
нюшенный двор, создала неповто-
римый ж ивописны й ансамбль в
историческом центре города.
1
Р осси й ск и й государственны й исторический архив. Ф . 467. О п . 1. Ч . И . К н . 18 б.
Д . 270. 1721 г.
1
Т а м же. К и . 10 в. Д . 160 - о п р и н я т и и кам н я: К н . 17. Д . 83 - о б о т п у с к е
строительны х материалов; О п . 2. Ч . 1. Кн. 47. Д . 68, 131, 140, 149-160 - о требовании
ш тук атур о в для отдел очн ы х работ.
3
Там же. О п . 4. Д . 137. Л . 166. 1722 г.
* Там же. Д . 144. Л . 2 8 6-30 2.
3
Там же. О п . 2. Ч . 1. Кн. 41. Д . 6. 43, 77. 105; Кн. 44. Д . 62. 148; Кн. 47. Д . 65, 141.
6
В н утрен ни й бы т русского государства с 17 октября 1740 г. по 25 ноября 1741 г.
М „ 188о! С . 402.
7
Кам ер-ф урьерскнй ж урнал. 1746. С . 125.
• А лександрова Л . Б. Л уи д ж и Р уска. Л ., 1990. С . 27.
’ П етров А . Н . Здание бы вш ей К оню ш енной церкви. Л ., 1956.
5 7
Иттрия 11етг1>6у1>/ч.
.V
2 (30)/2000
предыдущая страница 58 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн следующая страница 60 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст