о в р е м е н н ы е м е м у а р ы
помню. Наверное, заграждение
было нестрогое, но я там был, хотя
стоял не близко.
Аманулла-хан первый признал
советское правительство и полу-
чал все годы практическую помощь
в развитии Афганистана. По дого-
ворам советские специалисты по-
строили там предприятия и доро-
ги. Построили и знаменитый тон-
нель Саланг под Гиндукушем, свя-
завший юг с севером страны. Ама-
нуллу называли Петром Великим
Афганистана.
• • •
Весной 1927 года началась под-
готовка к десятилетию Октябрьс-
кой революции. Режиссер Сергей
Эйзенштейн начал в Ленинграде
съемки кинофильма «Десять дней,
которые потрясли мир» - так он
вначале назывался, по одноименной
книге Джона Рида. Съемки нача-
лись в белые ночи, и я работал толь-
ко 4 часа, а теоретических занятий
уже не было; у меня было много вре-
мени свободного. Съемки проводи-
лись по ночам, чтобы не мешал
транспорт, да и любопытные. Я при-
сутствовал, наверное, неделю на
площади Урицкого, видел операто-
ра - Эдуарда Тиссе, а вот Эйзен-
штейна как-то не мог выследить.
Помню один кадр, который потом
видел в фильме: артиллерийский
расчет в упряжке шести лошадей на
рысях выезжает из ворот дворца.
Когда начинался развод моста, бе-
гал туда посмотреть, а потом от-
правлялся домой пешком.
Уже осенью в один из темных
вечеров после сеанса в новом ки-
нотеатре «Титан» как-то пригласи-
ли присутствовавш их зрителей
принять участие в съемках на пло-
щади Урицкого. Я, не раздумывая,
пошел туда. На площади было уже
много народа. Перед дворцом ле-
жала длинная поленница дров, за
которой разместился «ж енский
батальон». Среди добровольцев
мелькали загримированные усатые
статисты с винтовками. «Ш турм*
продолжался около часа.
Этот фильм вышел па экраны
с опозданием, как помнится, после
праздников, под названием «О к-
тябрь*. Он, как я думал, не произ-
вел фурора в мире, подобно «Бро-
неносцу Потемкину». Но для меня
он был особенно родным, ведь я
присутствовал при его рождении.
7 8
* * *
У Нарвских ворот было трам-
вайное кольцо городского трамвая -
13-го, 19-го номеров, кажется, и
других. А от Нарвских ворог по Пе-
тергофскому шоссе (ул. Стачек) хо-
дили трамвайчики с роликами на
штанге, нормальной колен. Это
была частная О раниенбаумская
железная дорога, но доходила она
только до Стрельны.
Однажды в выходной день был
устроен массовый выезд молоде-
жи. в Стрельну, в коем мне дове-
лось участвовать с группой из
Домпросвета молодежи. Для поез-
дки к площади у ворот подавался
целый состав пригородных вагонов
с паровозом и проводниками. П о-
езд двигался по улице под звуки
духового оркестра и гудков паро-
воза. В Стрельнинском парке про-
ходило гулянье, купание в море и
пр. Не помню, было ли посещение
дворца. Вечером поезд отправил-
ся обратно. Были ли проданы би-
леты, или раздавались бесплатно,
либо вовсе отсутствовали, не по-
мню, но для участников это было
бесплатно. Описанная трамвайная
линия была присоединена к город-
ской сети где-то в тридцатых го-
дах. Городские трамваи стали хо-
дить за Путиловский завод, а один
марш рут (тогда № 36) ходил до
Стрельны.
• • *
В газетах появились репортажи
о походе советского парусника «То-
варищ», который дрейфовал в Ат-
лантическом океане. Позже я узнал,
что парусник ушел в дальнее плава-
ние в 1926 году из Мурманска с гру-
зом в Аргентину, но как учебное
судно. На нем ушли в плавание кур-
санты морских училищ, в том чис-
ле и Ленинградского морского тех-
никума, находившегося на 23-й ли-
нии Васильевского острова.
А командовал «Товарищем»
начальник Ленинградского морско-
го техникума капитан высшего ран-
га Дмитрий Афанасьевич Л ухм а-
нов. Плавание продолжалось около
полутора лет. Испытали и бури, и
долгий дрейф в штиль в Атланти-
ке. Дошли до Монтевидео, войдя в
устье Ла Платы и Буэнос-Айрес.
«Товарищ* вернулся в августе
1927 года в Ленинград, и ему была
устроена торжественная встреча в
порту, на которую я, к сожалению,
не попал. Н о позже я видел этот
знаменитый паруснику Кронштад-
тской пристани на набережной
Лейтенанта Ш мидта.
В один из вечеров в Домпрос-
вете «Старая и молодая гвардия»
в большом зале капитан Лухманов
выступил с лекцией о походе па-
русника «Товарищ», с подробнос-
тями о приключениях и испытани-
ях. Я слушал его с огромным инте-
ресом. У меня в памяти были мно-
гочисленные морские романы и
рассказы Ж юля Верна, Майна Рила.
Купера, Луи Жаколия, Джека Лон-
дона и других, прочитанные рань-
ше. А здесь живой мореход! Пер-
Московско-Нарвский дом культуры имени Максима Горького.
Фото 1933-1934 гг.
Истирая Исті‘іюцр/
11
.
Л і
2 (30)/201)6
предыдущая страница 79 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн следующая страница 81 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст