о в р е м е н н ы е м е м у а р ы
шел еще час, и мы увидели силуэ-
ты военных кораблей. Нас при-
швартовали к флагману Балтийс-
кого флота линкору «Марат», си-
луэт которого мы узнали издали.
На Балтийском флоте были
три линейных корабля водоизме-
щением 23 тысячи тонн, построен-
ных в 1913 году в Петербурге (ка-
жется, на Адмиралтейском заво-
де): «М арат* (быв. «П етропав-
ловск»), «О ктябрьская револю -
ция» («Гангут») и «П ариж ская
коммуна* («Севастополь»). Чет-
вертый царский линкор «Полтава*
не был после войны и революции
введен в строй, но был переимено-
ван в «Фрунзе». Его ржавый кор-
пус стоял у стенки набережной
Лейтенанта Ш мидта, видимо, в
очереди на Балтийский завод. Н а-
верное, его разрезали. «Парижская
Коммуна* была переведена на Чер-
ное море.
М ы перешли по трапу на «М а-
рат*. Там был выстроен на палубе
весь личны й состав корабля во
главе с командиром. О тдельно
стояла группа комсостава штаб-
флота и командую щ ий Балтийс-
ким флотом Викторов (офицерс-
ких званий тогда не было). Играл
духовой оркестр. Приветствия и
дружное «Ура!.
.».
С кораблей «семафором» пере-
давали доклады. Обратно - коман-
ды флагмана. Потом команда «Воль-
но», и все разошлись группами, зна-
комились, встречались с родными.
Многие моряки стали купаться. Это
было 15 июля, на флоте впервые раз-
решили купаться.
Еще из строя нам кивал наш
руководитель круж ка Бауман.
Оказатось, он здесь проходил ста-
жировку, - нам повезло. Потом он
провел нас по всему кораблю. Пос-
ле были шлюпочные гонки и зап-
лывы. Обед в кубрике - макаро-
ны по-ф лотски. Словом, чудес-
ный праздник и для служивых, и
для гостей.
К вечеру поднялся свежий ве-
тер и волна. Стали возвращаться.
М ы легко перешли по трапу на
«Ж елезнодорож ник». С других
кораблей людей перевозили на па-
ровых катерах, и было очень слож-
но перекинуть трап на высокий
борт нашего корабля из-за усилив-
шейся волны. Один катер так и не
смог переправить людей на «Ж е-
лезнодорожник» и пошел своим
ходом до Кронштадта. А нам повез-
ло, на «Железнодорожнике* дош -
ли до Ленинграда. Так закончилось
наше морское «крещение» в этот
интересный день.
* * *
Важ нейш им собы тием 1928
года был полет итальянского дири-
жабля «Италия» под командовани-
ем Нобиле к Северному полюсу,
его гибель, пропажа в ледовых про-
сторах Арктики. Полет на поиски
великого Амундсена и его гибель.
И наконец, поход нашего ледокола
«Красин» и спасение им почти всех
участников экспедиции.
«Красина* я видел еще в пер-
вые дни приезда в Ленинград, ког-
да ездил в порт «увидеть» море. Там
стоял на якоре корабль «Святогор*
с черным корпусом и желтыми тру-
бами. Это его переименовали после
смерти Л. Б. Красина как непосред-
ственного организатора возвраще-
ния ледокола из британского пле-
на. Тогда я обратил внимание на
плавный нос вместо вертикатьного
форштевня. Он был самым мощным
ледоколом на Балтике и даже в
мире. Был в Ленинграде еще один
ледокол поменьше - «Трувер».
И вот наступил день, когда
«Красин» возвращался в Л енин-
град. У Кронштадтской пристани
собралась многоты сячная толпа
народа, и я кое-как протиснулся
вперед. Когда корабль показался
из-за поворота Невы, раздались
гудки многочисленных судов, сто-
явших на реке и у стенок судостро-
ительны х заводов. Вот ледокол
подошел к пристани, заиграл ор-
кестр. На палубе столпилась часть
команды, началась перекличка с
друзьями и родными, пока шла
швартовка.
Но вот по трапу под аплодис-
менты окруж аю щ их стали сп ус-
каться руководители экспедиции:
профессор Р. Л. Самойлович, лет-
чик Б. Г. Ч ухн овски й , капитан
К. П. Эгги, П. Ю. Орас и другие чле-
ны команды корабля.
Начался митинг. Первым выс-
тупил с приветствием представи-
тель исполкома Ленсовета, не по-
мню кто. Потом от руководства
порта. Затем выступил президент
Академии наук А. П. Карпинский
и другие. После приветствий выс-
тупали профессор Самойлович,
Чухновский и от команды судна.
Это было торжество нашей науки
и техники, торжество народа.
Я вспоминаю, как несколько
лет назад некие деловы е лю ди
предлагали «состарившийся* ледо-
кол «Красин* разрезать на метал-
лолом, как это сделали с «Ерма-
ком*. Это же наша национальная
гордость! Спасибо ветеранам и
другим людям, настоящим патри-
отам, сумевшим его отстоять.
• * *
В 1928 году проводились ма-
невры Ленинградского военного
округа, в которых мне пришлось
участвовать в составе сводного ба-
тальона, организованного несколь-
кими районами города. Он входил
в состав территориальной дивизии
под командованием Урицкого.
С завода «Красный выборжец»
было направлено 7 -8 человек -
отделение добровольцев допри-
зывного возраста. Был конец сен-
тября. На Варшавском вокзале нас
погрузили в теплушки эшелона и
вечером отправили до станции
Александровская, где мы выгрузи-
лись. Оттуда в походном порядке
отправились в какую -то деревню
за Павловском, где расположились
на ночлег. Не помню, где нам выда-
ли обмундирование - ш инель и
сапоги, а также винтовку с холос-
тыми патронами. На ночевке я был
связным командира роты, ходил с
донесениями. Затем был день
«боев», посидели в обороне, потом
наступали, постреливая. Я уже
умел обращаться с винтовкой, раз-
бирать-собирать затвор. Из мало-
калиберной винтовки выбивал
«пятерку*.
Второй день был потруднее -
весь в походах. Натер ноги и от-
стал от части, накормили в другом
полку, догнал своих на ночлеге.
Следующий день - дневка, ус-
тали, оказалось, все. М ы лежали на
полу на ш инелях (в походе они
были в скатках). Нас навестил ком-
див Урицкий. Похвалил за стой-
кость, особенно девушку - одна у
нас была. В последний день,
8
сен-
тября, был разбор учения и общее
построение. С речью выступил ком-
див Урицкий. Потом - награждение
отличившихся. Наш у дивчину на-
градили красноармейской формой.
Справка об участии в этих манев-
рах, полуистлевшая, до сих пор хра-
нится в моем архиве.
История Петербурга. М 2 (ЗО)/2004
предыдущая страница 83 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн следующая страница 85 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст