е ц е н з и и
ские гекзаметры*, написанное к
70-летию организатора (декабрь
2000
) и содержащее строку:
«А Петербургские чтенья - три-
надцатый подвиг Геракла!* (с. 280)'.
Материалы конференций под
редакцией автора изданы в виде
шести сборников (1977-2004),
включающих, среди восьми десят-
ков статей, и ее работы. В рецензи-
руемой же книге Петербургу по-
священ целый раздел (с. 57-125),
к которому примыкают и сведения
о Петербурге, рассеянные по дру-
гим разделам («Вопросы истории
и методики*, с. 17-56; «Россия»,
с. 126-201; «Европа*, с. 202-222:
«Современные межэтнические от-
ношения», с. 223-279). В этой свя-
зи вызывает сожаление отсутствие
в книге указателя географических
и этнических названий.
Раздел «Петербург* открыва-
ется перепечаткой из журнала «Со-
ветская этнография» (1973, М® 3)
одной из первых статей автора по
этнографии Петербурга «Вопросы
формирования, положения и обли-
ка рабочего класса Петербурга-Ле-
нинграда. Заметки этнографа по
поводу книги “ История рабочих
Ленинграда", Л., 1972,т. 1-2» (с. 57-
68
), где поставлен ряд проблем, сре-
ди которых зависимость традиции
петербургских рабочих от традици-
онной культуры губерний их про-
исхождения, критерии определе-
ния удельного веса кадровых рабо-
чих. инновации в социальной пси-
хологии, сопоставимость статисти-
ческих источников и их социоло-
гическая интерпретация и т. д.; часть
этих вопросов актуальна и поныне.
Менее известна статья «П е-
тербург на рубеже Х 1 Х -Х Х веков:
этнические проблемы мегаполи-
са», ранее публиковавшаяся в 2003
году на немецком языке. На осно-
вании анализа ситуации в среде
петербуржцев немецкого, польс-
кого, финского, латыш ского, эс-
тонского, еврейского, украинско-
го, белорусского происхождения
автор формулирует четыре усло-
вия, необходимых для ф ункцио-
нирования северной столицы как
центра национальных движений:
1
) движение должно быть нацио-
нально-культурным, а не полити-
ческим, подобно ф инскому или
польскому:
2
) движение должно
быть элитарным, т. е. распростра-
ненным в среде национальной ин-
теллигенции: по мере его проник-
новения в массы центр перемеща-
ется на основную этническую тер-
риторию; 3) относительно благо-
приятное положение национально-
го меньшинства в Петербурге по
сравнению с их сородичами на ос-
новной этнической территории,
как это было с евреями, латышами
или эстонцами, и 4) отсутствие ан-
тирусской направленности, харак-
терной, в частности, для польского
освободительного движения. О т
себя напомню его неоднородность:
одни добивались восстановления
польских привилегий в историчес-
ких границах Речи Посполитой, а
другие - от «красных повстанцев*
1860-х до польско-литовских со-
циал-демократов - бились «за
вашу и нашу свободу». Впрочем,
решающее слово в определении
«антирусскости» национальных
движений принадлежало монар-
хам и правительству, которы м
случалось принимать и неадекват-
ные решения. К числу последних
относятся юридические акты цар-
ствования Александра II: циркуляр
министра внутренних дел П. А. Ва-
луева 1863 года и Эмский акт 1876
года, запретившие использование
украинского языка во всех средах,
кроме бытовой. По мнению госу-
даря, к середине 1860-х годов «ма-
лороссийское наречие» было сред-
ством пропаганды социализма
(можно подумать, что украинцы не
понимали по-русски!) и сепара-
тизма, абсолютно не характерного
для начального этапа украинского
движения. Результатом явился пе-
ренос центра украинства из Петер-
бурга в подконтрольную Австрии
Галичину, где оно приобрело чер-
ты русофобии.
Та же проблематика, но на ма-
териале не только Петербурга, но
и Вены, Будапешта, Праги, Бра-
тиславы и других европейских го-
родов, рассмотрена в статье «О
роли многонациональных городов
Центральной и Восточной Евро-
пы в интеграционных этнических
процессах Х У І П - Х І Х вв.» (с. 202
-213), из которой выясняется, что
закономерности ф ункционирова-
ния национальны х движ ений в
крупнейших городах региона были
общими. Здесь хотелось бы обра-
тить внимание на неточность: на
с. 206 автор датирует начало миг-
рации белорусов в Петербург по-
реформенным временем. На са-
мом же деле первыми белоруса-
ми в Петербурге были смоляне
(см алянчую ), насильно пересе-
ленные по петровскому указу 1710
года для строительства северной
столицы и иных работ5. Этноним
«белорусы» тогда не имел адекват-
ного распространения, однако
смоляне в X V III веке говорили
по-белорусски и хранили в памя-
ти белорусский фольклор6. Впро-
чем, подробности истории этого
меньшинства населения столицы
в течение трех веков читатель уз-
нает из готовящейся к печати мо-
нографии Н. В. Николаева «Бело-
русы в Петербурге*.
О
плодотворности интереса
Н. В. Ю хнёвой к истории и этно-
графии Центральной Европы для
петербурговедения свидетельству-
ет написанная с ювелирной точно-
стью статья «Ж естянщики-слова-
ки в Петербурге* (с. 90-104: впер-
вые - в 1982), где использованы
источники как петербургского, так
и центрально-европейского проис-
хождения. По наблюдениям авто-
ра, в частности, оказалось, что ра-
бочий день словаков-«дротарей*
был длиннее, чем в других мастер-
ских (15-16 против 12 часов), по-
месячная заработная плата ниже
(1 7 -2 3 против 25 -44 руб.), что
объясняется «полупатриархальны-
ми и полукабальными* связями с
хозяином и низким уровнем адап-
тации к условиям жизни в инона-
циональном мегаполисе (с. 95). Это
противоречит обыденному пред-
ставлению о более высоком каче-
стве жизни иностранцев в старом
Петербурге по сравнению с рус-
ским большинством, которое в раз-
ное время составляло 3/4 -4 /5 на-
селения города, однако стереотип
отражает реалии привилегирован-
ных сословий и классов, к кото-
рым «дротари» не принадлежали:
скорее они напоминают «гастар-
байтеров* из ю ж ных республик
бывшего С С С Р.
Раздел «Петербург* продол-
жает «Письмо по поводу рецензии
на книгу “Многонациональный Пе-
тербург. История. Религии. Наро-
ды" в журнале “Телескоп” (2003.
№ 3. С. 49-51. Авторы Вадим Се-
менков, Ю рий Евстигнеев, Сергей
Дамберг)* (с. 105-108), ранее на-
печатанное в том же ж урнале
(2004. № 4). При сопоставлении
История Петг/ібур/а.
Л«
2 (ПО)/2<Шв
предыдущая страница 95 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн следующая страница 97 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст