е ц е н з и и
96
ного происхождения, нелегальной
печати и др.) и до сих пор не уста-
рела. Попутно замечу, что позиция
Ленина относительно единства де-
мократических сил, занятая по по-
воду событий 1901 года в споре с
экономистами, была правильной
и в переоценке не нуждается. Воз-
никновение сектантской доминан-
ты в его политических взглядах,
приведш ей к тяж елы м послед-
ствиям для судеб демократии в
России, относится к более поздне-
му времени.
Оставаясь в рамках петербур-
говедения, нельзя не упомянуть о
вкладе ю биляра в возрождение
иудаики - области знаний, раз-
громленной в последние десятиле-
тия сталинщины. Заслуги Наталии
Васильевны нашли признание в ее
избрании в советы Ленинградско-
го общества еврейской культуры и
Ваада (1989)®. Причины обраще-
ния к еврейской теме сф ормули-
рованы следующим образом: «Еще
в школьные годы я испытала силь-
ное потрясение, узнав о трагичес-
кой судьбе еврейского народа во
время мировой войны, о Катаст-
рофе. Не меньш им ударом для
меня стали антисемитские события
1948-1953 гг. в моей собственной
стране9. Эти переживания, явно
или неявно, составляют фон всех
моих занятий иудаикой» (с.
12
).
Интерес автора выражен в де-
сятках, начиная с 1982 года, пуб-
ликаций о евреях Петербурга, чер-
те оседлости, участии в работе под-
польного Еврейского семинара в
Ленинграде 1984-1987'°, наконец,
в докладе «Актуальные вопросы
национальных отношений (об уси-
лении агрессивно-шовинистичес-
ких и антисемитских настроений
в современном русском общ е-
стве)*, где очень остро ставился
вопрос о государственном и быто-
вом антисемитизме в С С С Р (в ча-
стности. в Ленинграде). Доклад
был зачитан 7 июня 1988 года в
Кунсткамере на научных чтениях
«Этнография Петербурга-Ленин-
града*. В силу цензурных условий,
исключавших возможность его ле-
гального издания на территории
Российской Федерации, впервые
опубликован в таллинском журна-
ле «Радуга* (1988, №
1 1
), самиз-
датовском «Ленинградском еврей-
ском альманахе» (1988, № 17) и
широко распространялся в маши-
нописных копиях; перепечатан он
и в юбилейном сборнике (с. 223-
232). Тема получила продолжение
в другом публикуемом тексте -
переработке доклада «Антисеми-
тизм в сегодняшней России. 1993*,
подготовленного для Верховного
совета Р Ф (с. 245-270). В разделе
«Современные межэтнические от-
ношения» помещены и другие ма-
териалы, содержащие крайне инте-
ресные предложения. Создается
впечатление, что многие из них
были со временем учтены органа-
ми власти как Петербурга, так и
Российской Федерации. Впрочем,
это не касается деятельности экст-
рем истских организаций, опас-
ность которых, судя по последним
событиям, явно недооценивается.
Несколько слов о статье «Рус-
ские евреи: новы й субэтнос?*
(с. 149-171), впервые опублико-
ванной в 2003 году и доработан-
ной для настоящего издания. А к -
туальность темы для петербурго-
ведення очевидна в двух отноше-
ниях: а) на рубеже Х 1 Х - Х Х веков
Петербург был основным центром
формирования субэтноса; б) в те-
чение многих десятилетий евреи
являлись наиболее многочислен-
ным этническим меньш инством
среди ленинградцев". В статье рас-
смотрен ряд интереснейших воп-
росов как в теоретической, так и в
исторической плоскости, начиная
от времени вызревания субэтноса
в среде говорящих на идиш евре-
ев-ашкеназов и до современности,
однако некоторые из них допус-
кают разные решения. Связано
это, в частности, с тем обстоятель-
ством, что предложенная Ю хнё-
вой в 1989 году концепция проек-
та международного этнографичес-
кого исследования субэтноса не
была реализована и статья (как и
другие труды ю биляра по этой
теме) опирается на разработки
иных ученых, выполненные по раз-
ным методикам, а также на соб-
ственные наблюдения.
Здесь хотелось бы высказать
соображения о месте субэтноса в
системе народов. С точки зрения
автора, «после трагической катас-
трофы, постигш ей ашкеназов во
время Второй мировой войны,
русские евреи уже не могут рас-
сматриваться как их составная
часть. Вместе с тем русские евреи
не стали и самостоятельным этно-
сом, остались на уровне субэтноса.
Неизбежен вопрос: субэтнос в со-
ставе какого народа? М ассовы й
исход евреев из С С С Р имеет сво-
им следствием раздвоение судьбы
этого субэтноса. Некоторое время
он будет сохранять определенное
единство, тем не менее евреи, ос-
тавшиеся в России, могут рассмат-
риваться как субэтнос в составе
русского народа, а евреи, уехавшие
в Израиль, - в составе израильс-
кого народа* (с. 166). В перспек-
тиве это возможно, но пока русские
евреи этнически не разделились, а,
напротив, поддерж иваю т связи
вне зависимости от страны прожи-
вания, будь то Россия, Израиль,
С Ш А . Объективно они принадле-
жат и к русскому народу (по язы-
ку и культуре), и к еврейскому (по
самосознанию , общ ности проис-
хож дения с ины м и еврейскими
субэтносамн и интересу к еврейс-
кому прошлому).
Сборник завершается «Списком
опубликованных работ Н. В. Юхнё-
вой* (с. 281-289), включающим
140 трудов: здесь и научные работы,
изданные в России и за рубежом, и
газетные статьи. Отклики на труды
Юхнёвой отражены не полностью:
пропущена рецензия на книгу «Мно-
гонациональный Петербург* (2002)
в журнале «Телескоп* (2003, № 3),
о которой шла речь выше. Не учте-
ны отклики на книгу М. Бейзера «Ев-
реи Ленинграда. 1917-1939. Наци-
ональная ж изнь и советизация*
(М.; Иерусалим, 1999), вышедшую
под научной редакций и с предисло-
вием Юхнёвой, опубликованные в
журналах «Вестник еврейского уни-
верситета в Москве*, «История Пе-
тербурга», «Народ книги - в мире
книг*, «Новая русская книга* и сбор-
нике «Этнография Петербурга-Ле-
нинграда. Тридцать лет изучения»
(СПб., 2004).
В силу обилия имен в боль-
шинстве статей сборника прихо-
дится сож алеть об отсутствии
именного указателя.
Перехожу к заключению. Ре-
цензируемая книга отражает весь
спектр научных интересов юбиля-
ра, неотъемлемой частью которого
является проблематика его родно-
го города. Большая часть опублико-
ванных текстов представляет либо
перепечатки из малоизвестных из-
даний (отчасти - впервые на рус-
ском языке), либо первые публи-
История Петербурга. М 2 (30)/2006
предыдущая страница 97 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн следующая страница 99 История Петербурга №30 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст