ЙЕ
у т е ш е с т в и е п о г о р о д у
воіфуі
О. Р. Нящаш
|С друзьями, иногда приезжа-
ющими издалека ко мне в гости, мы
обязательно планируем посетить и
Эрмитаж, и Русский музей, и мно-
гие иные достопримечательности.
Н о прежде мне всегда хочется про-
вести экскурсию по тем местам го-
рода, где я родился, где прош ли
мои детство и юность. Эти места
всегда вызывают у меня щемящую
ностальгию. И я ищу сочувствую-
щих, сопереж иваю щ их мне. Д у -
маю, таких я найду и среди чита-
телей журнала. Место Петербурга,
куда мы направимся, на мой взгляд,
особенно прелестно, оно в самом
деле «прельщает*. В нем есть неко-
торое ощущение окраины города,
но не «забытой богом*, как это бы-
вает, а окраины уютной, привлека-
тельной, хорошо устроенной для
спокойной повседневной жизни и
труда населяющих ее людей. Это
место находится несколько в сто-
роне от роскошного и помпезного
центра Петербурга. Вместе с тем
центр города - совсем рядом. Н у
вот, пора и назвать район, куда мы
отправимся на экскурсию . В ста-
ром Петербурге он назывался Ко-
ломной. Географические его грани-
цы - Крюков канал, речки М ойка
и Пряж ка, канал Грибоедова (в
прошлом - Екатерининский). Но
наш маршрут мы ограничим лишь
небольшой частью этого обширно-
го района.
...Из подземного перехода мы
вышли на площадь Труда и оста-
новились на пересечении двух ка-
налов - Адмиралтейского, который
прежде тянулся от Галерной вер-
фи до самого Адмиралтейства, ча-
стично был взят в трубу и засыпан,
и - Крюкова, шедшего от самой
Невы до речки М ойки.
Адмиралтейский канал когда-
то служил для проведения малых
судов (галер, баркасов, шлюпок) от
Галерной верфи (впоследствии -
судорем онтного завода « С уд о -
мех*) прямо к Адмиралтейству. На
месте засы панной части канала
разбили бульвар, названный Кон-
ногвардейским. Вдоль бульвара
протянулись справа здания казарм
полка императорской конной гвар-
дии. Н а параллельной бульвару
улице Н овоисааки евской (или
улице Якубовича), за казармами
помещ ались и коню ш ни полка.
Бульвар оканчивается зданием
манежа (арх. Кваренги). Здесь
конные лейб-гвардейцы упражня-
лись в верховой езде.
Оставшуюся «в живых» часть
Адмиралтейского канала в советс-
кое время переименовали в канал
Круштейна. Не «Крунштейна*, как
иногда ошибочно произносили эту
фамилию, а Круштейна. Карл Яков
Круштейн - эстонец, член больше-
вистской партии, комиссар Балт-
флота, депутат П етроградского
Совета, комиссар Главного управ-
ления мореплавания. В 1921 году
он был убит эсерами. Похоронен в
сквере Никольской площади.
Второй канал - Крюков - про-
рыт между Невой и М ойкой еще
при Петре I подрядчиком Сем е-
ном Крюковым. Государь хорошо
знал этого посадского человека н
привечал его. Потому и велел на-
звать канал его именем. В конце
X V III века канал был продолжен
на юг до реки Фонтанки. Часть ка-
нала от места нашего нахождения
до Невы в середине X IX века при
перепланировке площади и строи-
тельстве моста через Неву также
засыпали.
Теперь оба канала (или то, что
от них остаю сь) представляют со-
бой один проток, меняю щ ий на-
правление под прямы м углом и
огибающий с севера и востока ост-
ров Новую Голландию.
Н ы неш ню ю площ адь Труда
планировали и застраивали как
предмостную территорию. В соро-
ковые годы X IX века началось стро-
ительство первого в Петербурге
постоянного чугунного моста через
Неву, названного Благовещенским,
по одноименной Благовещенской
церкви, строившейся в то же вре-
мя для лейб-гвардии конного пол-
ка. Архитектор Тон спроектировал
церковь в «русско-византийском*
стиле, начинавшем входить в моду
наряду со стилем «новый ренес-
санс*. В 1929 году поставленная
как раз в конце Благовещенской
улицы (ныне улица Труда), идущей
Николаевский дворец
13
П
гт
о/ш
я
Л»
3
(31)/2006
предыдущая страница 14 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн следующая страница 16 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст