9 1
,
утешествие по городу
от р. М ойки к площади, церковь
была снесена, так как «мешала трам-
вайному движению».
Когда расчищ али будущ ую
предмостную площадь, ломали ста-
рые постройки, что находились
вдоль засыпанной части Крюкова
канала. Н а освободивш иеся зе-
мельные участки были объявлены
торги. В эти торги включился не-
кий господин В онлярлярский -
писатель и весьма состоятельный
человек. В документах он значил-
ся как «отставной поручик*. Он
купил участок и поручил москов-
ском у архитектору Бы ковскому,
представителю нового архитектур-
ного стиля «эклектики», а ныне
называемого стилем «историзма»,
спроектировать здание. Дом пост-
роили к началу 50-х годов. В его
облике использованы мотивы сти-
ля ренессанс и позднего классициз-
ма. Новой особенностью для пе-
тербургской архитектуры стал
портик с четырьмя кариатидами в
центре второго этажа этого дома.
Позже кариатиды начинают появ-
ляться на многих зданиях города.
Законченность ансамблю Бла-
говещенской площади придал дво-
рец великого князя Николая Н и -
колаевича (сына Николая I), пост-
роенный в 1853-1861 гг. архитек-
тором Антоном Ш такенш нейде-
ром. Перед дворцом разбит сад,
обнесенный чугунной оградой. За
дворцом вдоль бульвара чередой
вы строились служ ебны е здания.
Фасады дворца сегодня относят к
стилю позднего ренессанса: множе-
ство колонн с каннелюрами, леп-
нина, филенки. Интерьеры дворца
очень красивы. Изумительна пара-
дная лестница - кованые перила с
изящным рисунком. В вестибюле -
галереи со сводами в мавританском
стиле и опять лепнина.
Благовещ енский
чугунны й
мост построен в 1843-1850 гг. Это
первый постоянны й мост через
Неву.
Бы л
объявлен
конкурс.
Ж юри выбрало конструкцию в виде
пологих чугунны х арок над восе-
мью пролетами - по проекту рус-
ского инженера Кербедза. Развод-
ной пролет моста располагался у
Васильевского острова. Этот про-
лет состоял из двух крыльев, опи-
равш ихся на прибрежный устой.
Крылья поворачивались в горизон-
тальной плоскости, расходясь в сто-
роны. Посреди крыльев поставили
часовню (по проекту Ш такеншней-
дера, в формах «русско-византий-
ского* стиля). Красивы е перила
моста спроектировал и нарисовал
архитектор А. П. Брюллов (к слову
сказать, автор лютеранской Петри-
Кирхе на Невском и многих других
построек). Впоследствии мост был
переименован в Николаевский - в
память об императоре Николае 1.
После 1930 года мост капитально ре-
конструировали. Он приобрел но-
вый облик и новое название - мост
Лейтенанта Ш мидта. Н о чугунные
арки Благовещенского моста очень
хорошо сохранились, их повторно
использовали при постройке моста
через Волгу в г. Твери (1953-1956) -
случай уникальный в истории мос-
тостроения. Фонари с Благовещенс-
кого моста перенесены на Марсово
поле и установлены у памятника Бор-
цам революции. Перила моста оста-
лись прежними - «брюлловскими*.
Замыкает площадь здание 2-го
Балтийского гвардейского флотс-
кого экипаж а. О но протянулось
вдоль Крюкова канала. Проезжую
часть по набережной канала долгие
годы занимал плац, где марширо-
вали м оряки и стоял военны й
транспорт экипаж а. В преж ние
годы в экипаж е ф ормировались
военно-морские части и личны й
состав Балтийского флота. Здесь
обучали и призванных на флот но-
вобранцев, квартировали команды
строящ ихся кораблей, проживали
матросы, обслуж ивавш ие много-
численные учреждения и учебные
заведения флота. К осени 1917
года в экипаже насчитывалось бо-
лее трех тысяч матросов. Один зна-
комый моего отца - мичман Н и -
колай Павлович Ядров, служ ив-
ш ий до револю ции матросом на
императорской яхте «Ш тандарт»,
рассказывал, как матросов экипа-
жа большими отрядами направля-
ли в н аходящ ий ся поблизости
М ариинский театр, и они вы сту-
пали там статистами в спектаклях.
Н. П. Я дров тож е участвовал в
спектаклях, где пел Ш аляпин.
Н аш а экскурси я подходит к
П оцелуеву
м осту
через
речку
Мойку. По преданию, здесь проща-
лись со своим и возлю бленными
дамам и
и
девуш кам и
м оряки
флотского экипажа. Отсюда, веро-
ятно, п название моста. По парал-
лельному, пеш еходному мостику
мы перейдем на противоположный
берег. Прямо перед нами оказыва-
ется фасад дома под № 100, так на-
зываемого дома барона Ф итинго-
фа, украшенный лепкой, с широки-
ми окнами первого этажа. На фа-
саде выделяется центральная часть
с двумя легкими балконами. Вла-
дел домом один из прибалтийских
баронов, помещик и очень богатый
человек Петербурга.
Н а участке меж ду М о й ко й ,
Крю ковым каналом, Офицерской
улицей (теперь улица Декабрис-
тов) и переулком Матвеева, на ме-
сте огромного жилого дома и зда-
ния школы (кстати, в мое время это
была женская школа № 259, с ко-
торой «дружила* наша муж ская
школа № 236, к которой мы еще
подойдем), находился в дореволю-
ционные годы так называемый Ли-
Балтийский флотский гвардейский экипаж
И
ст
ория
И
ст
србур/а
.
Л»
3
(31)/2006
предыдущая страница 15 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн следующая страница 17 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст