ш
етербуржцы и петербурженки
Г. Н. Кузминеная
9іа
императорской яхте
«М олярная ЗвеЗда»*
18
’ ® ^р06 году предполагается пе-
|х.‘дпхир|>ненис праха императрицы
Марии Федоровны (1847
1928) -
принцессы Дагмары (полное имя
Мария-Соф ия-Фредерика- Дагмар),
дочери короля Дании Христиана и
супруги императора Александра III.
из королевской усыпальницы в Ко-
пенгагене в усыпальницу Романовых
в Санкт-Петербурге. В сентябре ко-
рабль из Дании с прахом Марии Ф е-
доровны прибудет в Кронштадт, за-
тем прах перевезут в Петергоф и да-
лее в 11етропавловскую крепость. Это
будет последний путь императрицы
по Балтике па ее вторую родину -
Россию спустя 140 лет после первого
вступления на русскую землю.
При жизни императрица Мария
Федоровна в течение многих лет в лет-
нее время совершала путешествие по
Балтийскому морю к родителям в Да-
нию и обратно в Санкт-Петербург на
яхте «Полярная звезда». Эта яхта
была построена специально для цар-
ской семьи. На лицевой стороне зак-
ладной доски вырезана следующая
надпись: «Императорская яхта “По-
лярная звезда". Заложена в Санкт- Пе-
тербурге на верфи Балтийского заво-
да 20 мая 1888 года в присутствии их
императорских величеств государя
императора и государыни императри-
цы и его императорского высочества
генерал-адмирала Алексея Александ-
ровича*1. Спуск яхты со стапелей Баз-
тийского завода на воду был осуще-
ствлен в мае 1890 года также в при-
сутствии императора и членов его се-
мьи. В 1891 году яхта вступила встрой
и состояла в Гвардейском экипаже. Во-
доизмещение яхты было около 4000
тонн, длина 106,5 метра мощность ме-
ханизмов 6000 лошадиных сил, ско-
рость до 17 узлов. Интерьеры отлича-
лись роскошной отделкой и были об-
ставлены высокохудожественной ме-
белью. Как свидетельствует писатель-
маринист Петр Капица: «По вмести-
мости “Полярная звезда” походила на
крейсер. На ее носовой палубе были
установлены шесть пушек для торже-
ственных салютов, а салоны и каюты
отделаны редкими породами экзоти-
■%
Яхта «Полярная звезда»
ческих деревьев. Центром корабля счи-
тались царские хоромы - огромная
гостиная, просторны й кабинет,
спальня, ванная комната. Рядом -
пышные покои царицы»2. Император-
ская яхта, всегда готовая к походу, сто-
ила обычно на якоре Кронштадтского
рейда. Она предназначалась для про-
гулок и путешествий особ император-
ской фамилии. На ней устраивались
торжественные приемы и деловые
встречи государственных деятелей.
Граф Алексей Алексеевич Игна-
тьев, будучи с 1908 года военным аген-
том в Дании, Ш веции и Норвегии,
неоднократно видел яхту на рейде Ко-
пенгагена и Стокгольма, хорошо был
знаком с ее командой. В своей книге
воспоминаний «П ятьдесят лет в
строю* он пишет: «Будничная жизнь
русской дипломатической миссии в
Копенгагене нарушалась ежегодным
приездом в августе вдовствующей им-
ператрицы Марии Федоровны.
.. Вели-
чественно входила в небольшой ко-
пенгагенский порт темно-синяя кра-
савица - яхта “ Полярная звезда",
окаймленная по борту массивным зо-
лотым канатом. Перед ней бледнела
ее соперница, стоявшая тут же на рей-
де, - яхта английской королевы Алек-
сандры, сестры Марии Федоровны*3.
В тс годы на яхте «Полярная звез-
да* служил Василий Александрович
Кузминский (1882-1933). Родился он
в Санкт-Петербурге, где окончил Во-
енно-морское училище. Отец его Алек-
сандр Михайлович Кузминский был
прокурором Петербургской судебной
палаты,старшим председателем К и -
евской судебной палаты, сенатором
Правительствующего сената, членом
Верховного уголовного суда, действі г
тельным тайным советником. Мать
Татьяна Андреевна Кузминская, урож-
ден пая Берс, приходилась родной се-
строй Софьи Андреевны Толстой -
жены графа Льва Николаевича Тол-
стого'. Во время Русско-японской вой-
ны Василий Александрович служил
младшим штурманским офицером на
крейсере I ранга «Адмирал Нахимов»
и участвовал в Цусимском сражении.
После войны он был произведен в лей-
тенанты, .зачислен в Гвардейский эки-
паж и награжден Светло-бронзовой
медалью за Русско-японскую войну,
медалью за переход вокруг Африки,
* Статья подготовлена на основе сведений из Российского государственного
исторического архива (Ф . 1343. Оп. 35. Ч. 3. Д. 8881; Ф. 1405. Ои. 544. Д. 6850;
Ф.
1102. Оп. 2. Д. 288)
и
Центрального государственного архива Военно-морского
флота (Ф . 406. Оп. 9. Д. 1343, 2125; Ф. 2192. Оп. 2. Д. 9582, 4075).
И
ст
ория
П
ст
србур/а
. М
3
<31
)/21)06
предыдущая страница 19 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн следующая страница 21 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст