я
етербуржцы и петербурженки
орденами Св. Станислава 3-й степе-
ни, Св. Анны 3-й степени и рядом ино-
странных орденов.
На яхте «Полярная звезда* Васи-
лий Александрович служил с 1906 по
1913
год, сначала в должности вахтен-
ного начальника, а потом ревизора
яхты. Когда яхта приходила в Данию,
то обычно подолгу стояла на рейде Ко-
пенгагена. Письма Василия Алексан-
дровича из Копенгагена, адресованные
Л юлмилс Дмитриевне Заботки ной, да-
тированные 1912 годом и написанные
на бумаге с гербом Кузминских «Лю-
бич», сохранились в Российском го-
сударственном историческом архиве
среди документов, изъятых из частно-
го банка Петрограда, куда они были
отданы на хранение. Эти письма лич-
ного характера, но в них имеются све-
дения, проливающие свет на время-
препровождение на яхте и на жизнь
императрицы Марии Федоровны во
время пребывания в Данни.
Привожу отдельные выдержки из
этих писем: «Ездил с императрицей
на дачу к Орловым* (3.08.1912); «По
вечерам играем в бридж с императри-
цей. Мы сегодня с императрицей ез-
дили за грибами на автомобиле за го-
род и набрали две корзины грибов*
(8.08.1912) ; «Днем ездили с императ-
рицей в купальный курорт в 1,5 ча-
сах езды от Копенгагена, очень кра-
сивое место* (13.08.1912); «Опять
прогулка за грибами, удивительно
красивые места. Днем или стоишь на
вахте, или ездишь на прогулки с им-
ператрицей. Скоро должна прийти
английская яхта, и тогда, наверное,
состоится съезд* (14.08.1912); «Се-
годня императрица уехала одна к сво-
ему брату. Яхта теперь совсем опус-
тела. Ходили в оперу на «Прекрас-
ную Елену» (18.08.1912); «Я не по-
мню, писал ли Вам, что приехала
английская королева, и съезд состо-
ится, кажется, послезавтра, т. е. в вос-
кресенье* (30.08.1912); «Мы в Копен-
гагене простоим до 1 октября. Вчера
вечером императрица уехала к себе на
дачу н вернется только сегодня к ве-
черу. Я вчера днем был на скачках*
(11.09.1912) ; «Сегодня утром пришла
наша эскадра, всего 30 кораблей, был
большой завтрак на яхте со всеми ко-
мандирами. Простоят они здесь 4 дня
и будут устраивать всевозможные
празднества* (12.09.1912); «Сегодня
по случаю дня рождения датского ко-
роля у нас иллюминация, очень мно-
го шлюпок ходит кругом яхты, смот-
рят и кричат ура* (13.09.1912).
Из Кронштадта яхта обычно вы-
ходила летом и покидала Копенгаген
в начале октября. На обратном пути в
Россию она шла перегруженная: в ее
трюме перевозили большое количе-
ство ящиков с заморскими винами и
дорогими консервами. Таможенный
досмотр был формальным. Узнав об
этом, А. А. Игнатьев возмутился и по-
шел объясняться со старшим офице-
ром яхты. «Старший офицер на яхте,
этот истинный хозяин всякого воен-
ного судна, капитан 2-го ранга Забот-
кин разделил отчасти мое негодова-
ние. Таможня-то таможней, сказал он,
но ведь мы, крометого, ежедневно рис-
куем потерять саму яхту на обратном
рейсе. Из-за перегрузки она садится в
воду чуть ли не до самого золотого ка-
ната, и волна гуляет как хочет по па-
лубе. Я просил императрицу разреше-
ния установить хотя бы какую-нибудь
норму /имя всякого пассажира, но по-
лучил категорический отказ*5.
Дмитрий Дмитриевич Заботкин.
старш ий офицер яхты «Полярная
звезда», капитан 2-го ранга
Упомянутый старший офицер
яхты, капитан 2-го ранга - это Дмит-
рий Дмитриевич Заботкин (1874-
1936), родной брат Людмилы Дмит-
риевны Заботкиной, сын главного на-
чалышка инженеров, почетного чле-
на Николаевской инженерной акаде-
мии, генерал-лейтенанта Дмитрия
Степановича Заботки на и Соф ьи
Николаевны Биллио. Он родился в
Кронштадте, окончил Морской ка-
детский корпус и Минный офицерс-
кий класс. С 1895 по 1903 год служил
на броненосцах «Гангут* и «Петро-
павловск*. на крейсерах «Россия»,
«Крейсер*, «Рюрик*, «Генерал-адмн-
рал*, «Рында» и был переведен в Гвар-
дейский экипаж. В 1900 году участво-
вал в боях похода на Пекин, где полу-
чил ранение. Во время Русско-япон-
ской войны командовал миноносцем
«Фельдмаршал Граф Шереметев», а
после войны был старшим офицером
миноносца «Войсковой*. В ноябре
1907 года Дмитрия Дмитриевича на-
значили старшим офицером импера-
торской яхты «Полярная звезда*, на
которой он прослужил до апреля 1912
года. Уже в следующем году после на-
значения он отправляется в загра-
ничное плавание к берегам Дании на
яхте под командой капитана I ранга
князя Вяземского. Как записано в по-
служном списке, четыре года он слу-
жил на той же яхте, под той же ко-
мандой, в той же должности, и в том
же плавании.
В 1910 году его командировали
в Англию для выбора и заказа паро-
вого и моторного катеров для яхты.
По рассказам близких родственни-
ков, Дмитрий Дмитриевич был тре-
бовательный, строго следил за чис-
тотой и порядком на яхте. Вместе с
тем он гуманно, по-человечески от-
носился к матросам, никогда не при-
бегая к рукоприкладству, за что был
вознагражден во время революции. За
период службы во флоте до 1912 года
он имел следующие награды: ордена
Св. Владимира 4-й степени с мечами
и бантом, Св. Станислава 2-й степе-
ни. Св. Анны 2-й степени и ряд инос-
транных орденов, в том числе датс-
кий орден Данеброга Командорского
креста 2-го класса, а также именную
серебряную медаль за поход в Китай
и Светло-бронзовую медаль за Рус-
ско-японскую войну.
Яхта « Полярная звезда* принад-
лежала царской семье до Февраль-
ской революции 1917 года, потом она
перестала быть императорской, и с
июля того же года на яхте размещал-
ся Центробалт, судьба яхты резко из-
менилась.
1
Пилснко А. Закладка императорской яхты «Полярная звезда* и спуск полуброне-
носного фрегата «Память Азова* / / Оттиск из журн. Морской сб. 1888. № 6. С. 1-16.
1 Капица П. «Полярная звезда* / / Морской сб. 1986.
3. С. 91-95.
* Игнатьев А. А. Пятьдесят лет в строю. Молотов, 1951. Т. 1. С. 447-448.
4 Дворянский календарь (СПб.). 1999. Тетр. № 6.
5 Игнатьев А. А. Указ. соч.
. Т. 1. С. 447-448.
19
ІІста
їшя
Пет
ерОур/а
. №
.4
(Я1)/2006
предыдущая страница 20 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн следующая страница 22 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст