у ш а П е т е р б у р га
2 0
Ф о н т а н н ы й
дом .
Л н с т к н
п З м у з ы к а л ь н о г о
а л ь б о м а
О. А. Великанова
Ш ереметевский дворец. Современный вид
Музыкальное прошлое Санкт-
Петербурга самым тесным образом
связано с легендарным Ф он тан -
ным домом графов Шереметевых,
художественная летопись которо-
го начала складываться с середины
X V III столетия. Старинны й род
графов Шереметевых издавна был
известен не только своими воен-
ными и государственными заслу-
гами, богатством, знатностью, но
покровительством искусству и
благотворительностью.
Музыка издавна была душой и
тайной этого дома. Здесь звучало
сопрано легендарной русской певи-
цы, примадонны шереметевского
театра Прасковьи Ж емчуговой (в
замужестве графини Ш еремете-
вой). В ее репертуаре были главные
партии из «серьезных комедий*
Гретри, М онсиньи, Пиччини, Да-
лейрака, «лирических трагедий*
Саккини и Глюка, которые в XVIII
веке можно было услышать только
на сценах шереметевских подмос-
ковных театров в Кусково и Остан-
кино и в домаш них концертах в
Фонтанном доме. Романс из новой
оперы Гретри «Ричард Л ьвиное
сердце», ныне известный всем как
песенка фафини из оперы Чайков-
ского «Пиковая дама*, впервые в
России был исполнен ею. «Гретри
пришел бы в ярость, если бы узнал,
что у кого-либо есть ноты этой
арии*. - писал графу Николаю Пет-
ровичу Шереметеву его многолет-
ний корреспондент, парижский ви-
олончелист Ивар, отправляя ему
музыкальную новинку.
Прошлое Ф онтанного дома -
это не только события его художе-
ственной летописи, но судьбы лю -
дей, причастны х к ее созданию.
Н уж но только настроить резони-
рующие струны души, чтоб разли-
чить их далекие голоса.
..
Н ет. нет, не должен я,
не смею, не могу
Волнениям любви
безумно предаваться;
Спокойствие мое
я строго берегу
И сердил не даю
пылать и забываться;
Н ет, полно мне любить;
но почему ж порой
Не погружуся я
в минутное мечтанье,
Когда нечаянно
пройдет передо мной
Младое, чистое,
небесное созданье.
..
Эти строки А. С. Пушкин напи-
сал 5 октября 1832 года в альбом
Прасковьи Арсеньевны Бартене-
вой, светской певицы, камер-фрей-
лины императрицы Александры
Федоровны1. В ту пору Прасковье
Арсеньевне шел 21-й год, но она
была известна своими выступлени-
ями в светских салонах и благотво-
рительных концертах М осквы и
Петербурга. Детом 1830 года она
впервые исполнила на московском
балу куплеты на мотив «Соловья*
Алябьева, сочиненные в честь гос-
тьи, певицы Генриетты Зонтаг. С о-
И
спю
іни
і Ііет
ербу
їиа
.
А? Л
(31)/2006
предыдущая страница 21 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн следующая страница 23 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст