у ш а П е т е р б у р га
9 9
мер-ф рейлиной
им ператрицы .
Посаженным отцом на их с графом
Д митрием Николаевичем свадь-
бе в 1838 году был император Н и -
колай I, встретивш ий молодую
чету после венчания на пороге
Ф онтанного дома. Как много ас-
социаций с поэзией П уш кина и с
его трагической судьбой рождают
подобные пересечения человечес-
ких судеб.
Х о зяй ки Ф онтанного дома.
..
Они создавали его неповторимую
атмосферу, воспетую в стихах и в
музыке. Мать графа Дмитрия Н и -
колаевича, знаменитая графиня-
крестьянка Прасковья Ивановна
Жемчугова, была хозяйкой дома в
последние годы X V III века. Имен-
но о ее удивительной судьбе сло-
жена песня «Вечор поздно из ле-
сочка*, которую распевала вся
Россия. Быть может, это Праско-
вья Жемчугова оставила в дар сво-
ему дому тайну творческой энер-
гии, вдохновлявшей последующие
поколения поэтов, худож ников,
музыкантов. Ее имя сын произно-
сил с благоговением.
..
В 1840-е годы хозяйкой музы-
кального салона в доме Шеремете-
вых стаза графиня Анна Сергеев-
на. Ее сын, граф Сергей Дмитрие-
вич, писал впоследствии: «М оя
мать внесла новую жизнь в наш ста-
рый дом. Она любили книги, мно-
го читала и следила за литерату-
рой.
.. М узы ка сблизила ее со зна-
менитою Зонтаг, тогда уже графи-
нею Росси, часто посещавшей ее
музы кальны е вечера. Приезж ие
артисты, знаменитости 40-х годов,
находили всегда гостеприимный
прию т у моей матери. Рубнни.
..
пьянисты Тальберт, Делер, Л и ст
были ее гостями*3. А вот строки из
воспоминаний хормейстера и ком-
позитора Гавриила Я кн м ови ча
Ломакина: «Прасковья Арсеньев-
на Бартенева, наша русская певи-
ца, будучи весьма дружна с графи-
нею Шсреметевою, не пропускала
ни одного домашнего концерта гра-
фа и сама певала здесь под акком-
панемент Ломакина.
..»6.
В салоне графов Шереметевых
часто звучали сочиненные в Ю ж -
ном флигеле Фонтанного дома ро-
мансы Ломакина на стихи П уш ки-
на и Лермонтова. В этом флигеле,
выходящем окнами на парадный
двор шереметевской усадьбы, дол-
гие годы жил бессменный руково-
Прасковья Ивановна Жемчугова
в роли Элианы из оперы Гретри
«Браки самнитян».
Гравюра с портрета
неизвестного художника XVIII в.
дитель знаменитой Ш ереметевс-
кой хоровой капеллы.
В Ф онтанном доме часто бы -
вал младший брат графини Анны
Сергеевны Борис Сергеевич Ш е-
реметев, вошедший в историю рус-
ской музыки как автор знаменито-
го романса «Я вас любил» на сти-
хи А. С. Пушкина.
Композитор-любитель, он был
автором пятнадцати вокальных и
и нстру ментал ьн ых
ми и иатюр.
Наиболее известные среди них -
«Еще томлю сь тоской* на стихи
Ф . И. Тютчева, «Грядой клубится
белою* и «Средь шумного бала* на
стихи графа А. К. Толстого.
Романс «Я вас любил», широ-
ко известный и сегодня, был сочи-
нен в 1859 году в Петербурге. В его
трогательной и безыскусной печа-
ли нашло отражение чувство глу-
бокой неразделенной любви авто-
ра к графине Берте Мольтке, па-
мять о которой Б. С. Ш ереметев
бережно хранил до конца жизни.
Семейны е хроники Ф онтанного
дома упоминаю т о том, что этот
романс особенно нравился импера-
тору Александру III.
Есть еще один отзвук судьбы
А. С. Пушкина в романсах Б. С. Ш е-
реметева. В 1879 году почти одно-
временно с П. И. Чайковским ком-
позитор-любитель сочинил романс
«Средь шумного бала*. Он посвя-
тил это произведение Софье Пет-
ровне Шиповой (урожденной Лан-
ской), дочери H. Н. Ланской, в пер-
вом браке Пушкиной.
..
М узы кальная история Ф о н -
танного дома словно соткана из
вокальных миниатюр, каждая из
которых может стать темой для
отдельной новеллы ,связанной с
П етербургом, с бессмертны ми
строками
лирической
поэзии
Пушкина, с его поэмами и повес-
тями, ставш ими основой м узы -
кально-сценических произведе-
ний. Одна из них доносит до наше-
го времени отзвук творчества П о-
лины Виардо.
Графиня Анна Сергеевна по-
знакомилась со знаменитой певи-
цей, по всей видимости, в 1842
году, в Париже, где она посещала
спектакли итальянской оперы и
брала уроки фортепианной игры у
Ф ридерика Ш опена. 20 ноября
1842 года она записала в своем
дневнике: «Le soir allee avec Henin
aux Italiens.
.. On donna Cendrillon.
Charm ants ensembles. La V iardot
chant très bien*7. B 1843 году П о-
лина Виардо дебютировала на сце-
не итальянской оперы в Петербур-
ге. В историю концертной жизни
Петербурга она вошла как испол-
нительница сочинений Глинки и
Даргомыжского, которые исполня-
ла в благотворительных концертах
вместе с Джованни Баттиста Р у -
бини и Прасковьей Бартеневой.
Композиторские опыты Поли-
ны Виардо менее известны. М еж -
ду тем она является автором не-
скольких комических опер, соро-
ка романсов на стихи П уш кина,
Тургенева, Фета. Тютчева, Лермон-
това, Кольцова, вокальных обрабо-
ток вальсов и мазурок Ш опена.
Многие из сочинений Полины Ви-
ардо звучали в Фонтанном доме в
авторском исполнении. По семей-
ным преданиям, она пела в Этрус-
ской гостиной - излюбленном ин-
терьере для небольших домашних
собраний.
Свою любовь к русской музы-
ке Полина Виардо сохранила до
конца своей долгой жизни. В 1907
году в Париже ей нанесла визит
Евдокия Ивановна Збруева, ис-
полнительница ведущих контраль-
товых партий в Большом и М ари-
инском театрах. Впоследствии
русская певица описала эту встре-
чу в своих воспом инаниях так:
«Она |Виардо] попросила меня
/ fr m o /ш л // е й » -/« Т у /« « . А »
3 (31)/2<ШН
предыдущая страница 23 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн следующая страница 25 История Петербурга №31 (2006) читать онлайн Домой Выключить/включить текст